Яндекс.Метрика

Страничка дефектолога

Развитие связной речи

Обучения ребёнка навыкам устной речи 

  Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе.
 Однако, освоение ребёнком этих навыков и знаний не является  самодостаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Опыт и практика преподавания в школе показывают, что при нормальном общем развитии любой ребёнок, систематически посещая школу, может овладеть этими знаниями и навыками в предельно короткий срок.

  Иногда детскому психологу приходится слышать жалобы родителей 6-ти летних детей на то, что, несмотря ни на усиленные домашние занятия с ребёнком, ни на занятия в специальных кружках по подготовке ребёнка к школе, некоторые дети так и не осваивают чтение и счёт к началу занятий.

  Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения).  
 
 Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного, что является как бы трансформацией цепочек зрительных символов (букв) в цепочки слуховых стимулов (фонем). Т.е. имеется в виду как бы озвучивание прочитываемого текста. 
 Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления. 

Что же означает понятие ''связная устная речь''?

 Связная речь- это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.

Без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем, что особенно характерно для детей с различными нарушениями развития.

 Подготавливая своего ребёнка к школе, родители видят свой долг в обучении его связной речи, буквам и цифрам, понятиям цвета и числа, чтению и счёту. Это правильно и абсолютно нормально.
Кропотливые занятия очень важны, но также чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.

 Однако, незаметно для родителей, процесс подготовки ребёнка к школе иногда превращается лишь в бесконечную цепь вопросов и ответов, полностью занимая свободное время малыша, лишая его возможности играть и развлекаться и притупляя его природные любознательность и инициативу.

 Чтобы избежать этого и, в то же время, ускорить и облегчить процесс усвоения малышом необходимых навыков, его родителям необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента-общение с ребёнком, игра с ним и его обучение.
При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения.

 Для того, чтобы Ваш ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, Вам, его родителям не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и  совершенно непринуждённой обстановке -на берегу моря или озера, на детской площадке, во время поездки в автобусе или на поезде.

 Для обучения детей 6-7-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи), мы предлагаем родителям этих детей некоторые развивающие игры и   методические рекомендации. Итак, во что бы поиграть?

Игры, развивающие устную речь ребёнка


  * Испорченный телефон.
  Несколько участников игры передают по цепочке друг другу (шёпотом) какое-либо слово или короткую фразу. Ребёнок при этом обязательно обращает внимание на то, что конечное в цепочке слово резко отличается от исходного и также на то, что некоторые слова очень похожи по звучанию и, поэтому, могут легко искажаться по смыслу.


 * Что звучало?
  Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать по какому предмету Вы постучали. Чтобы Ваш ребёнок сумел получше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.


 * Назвать любые слова на определённую букву.
 Например-любые слова на букву ''Б'': банан-балкон-буря-бочка-бык.

 * Назвать больше слов по теме.
 В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих  известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.

В этой игре выигрывает тот,  кто назовёт больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.
 
 * Назвать  слова, определяющие страну, город, животное, растение, имя и начинающиеся на одну и ту же букву.
  Например: Россия-Ростов-рысь-рис-Роман.


 * Составить цепочку слов.
  Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего.
 Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.

 * Составить цепочки слов-антонимов.
 Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.


 * Назвать все известные предметы одного и того же цвета.
 Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.


 * Угадай что я хочу сказать.
 Произнесите первый слог в каком-либо слове и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте  по очереди.


 * Съедобное-несъедобное.
  Два игрока бросают друг другу мяч. Бросающий мяч игрок называет слово, обозначающее или съедобный продукт, или любой несъедобный предмет.

Если названо слово, обозначающее съедобный продукт, то принимающий мяч второй игрок должен его поймать. Если же назван несъедобный предмет, то  ловить мяч не нужно.

 * Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).
 Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой, или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора и т.д.

 


Некоторые рекомендации родителям
по развитию устной речи ребёнка

 

Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

 *  Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.

 *  Завести тетрадку, в которой печатными буквами и разборчиво будут записаны короткие рассказы ребёнка буквально соблюдая его стилистику и слова. Опыт показывает, что ребёнок воспринимает и на слух и зрительно  значительно легче и быстрее тот текст, который были записан в точности с его слов. И это естественно, так  ведь при этом он опирается на свои же речевые навыки и на свой словарны запас.

 *  После того, как ребёнком будут освоены элементарные навыки чтения, предложить ему читать его же произведения.

При разучивании стихов и песенок- ребёнок не должен создавать видимость ''как-бы поёт'', не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога.  Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним.

 * Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.
Например: сок-носок; палка-галка; рог-пирог; огурец-молодец; каша-Маша.

 * Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и  распространенных выражений.

 * Учить малыша придумывать и загадывать загадки.

 * Учить рассказывать анекдоты, понимать юмор и придумывать смешные истории.

свернуть

Речевая готовность ребенка к школе

Общеобразовательный уровень нашего общества изменился в связи со стремительным развитием в XXI веке науки и средств массовой информации. Программы общеобразовательных школ усложнились, сроки начала обучения детей в школе значительно сдвинулись.
развернуть

С другой стороны, значительно возросло и продолжает возрастать число детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Это связано с воздействием различных неблагоприятных факторов (экологическая обстановка, хронические заболевания родителей, осложнения в протекании беременности и родов у матери и т.д.) и отрицательно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, на формировании структур нервной системы, на его речевом развитии.

      Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не вызывают особой тревоги у родителей и, к сожалению, многие из этих детей приходят в школу недостаточно подготовленными. С началом школьного обучения они зачастую с трудом овладевают грамотой, пишут со стойкими, специфическими ошибками, не успевают за темпом класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

      Родители должны знать, что процесс письма и чтения – это сложные психо-физиологические процессы, в осуществлении которых участвуют различные отделы коры головного мозга. Для овладения письмом и чтением необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения, что сопряжено с большими трудностями.

      Наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. Для успешной учебы ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него ещё в дошкольном возрасте.

Предпосылки успешного овладения письмом, чтением и иностранными языками

 

       Слуховая функция.

       Человек живёт в мире звуков, поэтому полноценный, тонко развитый слух играет в его жизни огромную роль. А в современном цивилизованном обществе роль полноценного слуха для человека не только не уменьшилась, а даже возросла. Многие родители не дооценивают значение роли слуха в развитии у ребёнка полноценной речи. По этой причине они иногда беспечно относятся к возникающим у детей заболеваниям ушей, недолеченность которых в большинстве случаев приводит к потере или снижению слуха.

      Но бывают нарушения слуха другого характера, которые родителям мало известны. Они заключаются в том, что нормально слышащий ребёнок не способен различать на слух акустически близкие звуки. Чаще всего бывает затруднена слуховая дифференциация следующих пар акустически или артикуляторно близких звуков:

     звонких - глухих (п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж);

     мягких – твёрдых (б-бь, в-вь, г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п-пь, р-рь, с-сь, т-ть, ф-фь, х-хь);

     свистящих – шипящих (с-ш, з-ж, ч-щ, ш-ч, ч-ц, ш-щ, с-ц, с-т, т-ц, щ-ть, ч-ть);

     сонорных согласных (л-р, ль-рь) и й.

 

Звуковой анализ слов.

       Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи на слух, необходимо ещё научиться звуковому анализу и синтезу слов. В школе для этой цели специально отведён добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребёнок придёт в школу не готовым к сложному процессу звукового анализа и синтеза слов, то он неизбежно встретится с большими трудностями.

      Написанное слово лишь моделирует звуковую структуру слова, трансформируя последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому дошкольник к первому классу должен безошибочно определять первый звук в слове, последний звук в слове, место определенного звука в слове (начало, середина, конец), последовательность звуков в слове (Какой первый звук, второй звук, третий звук в слове “мак”?), количество звуков в слове (Сколько всего звуков в слове «дом»?).

 

      Звукопроизношение.

      Одним из важных звеньев становления речи у ребенка является овладение им правильным звукопроизношением.

      В три года ребёнок должен правильно произносить простые по своей артикуляции звуки речи (с, с’, з, з’, ц). К четырём – пяти годам ребёнок должен правильно произносить более сложные звуки (ш, ж, ч, щ); к пяти годам – л, л’; к шести – р, р’.

      Первоклассник должен правильно произносить все звуки родного языка в словах, во фразовой речи. Он не должен пропускать звуки, искажать их, заменять другими.

      Если у ребенка наблюдается неправильное, искаженное, неточное, нечеткое произношение многих или отдельных звуков, то необходимо обратиться к логопеду, так как дефектное произношение может сказаться на успеваемости ребенка как в начальной школе, так и в старших классах.

      Необходимость специальной проверки правильности звукопроизношения вызвана и тем, что многие родители не замечают неправильного произношения у своих детей, хотя и слышат их речь ежедневно, а многие родители замечают, но нередко относятся к этому спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже «так говорят» или это с возрастом «само пройдёт».

      При проверке звукопроизношения особое внимание нужно обратить на полное отсутствие некоторых звуков в речи ребёнка (ыба - рыба), постоянную замену одних звуков другими (лыба - рыба), взаимные замены мягких и твёрдых согласных звуков (сюмка – сумка, кон – конь, полка - полька), звонких и глухих согласных (зупы – зубы, субы - зубы). Во всех этих случаях с началом школьного обучения на письме появятся пропуски или замены букв, у ребёнка возникнут большие трудности при изучении правил написания мягкого знака в начале, середине слова (строить, уголь, угольки), сомнительных согласных в конце и в середине слов (гриб, грибки)...

      Не забывайте, что звуки речи нуждаются в длительной автоматизации, закреплении произношения звука в слоге, слове, предложении, стихах, самостоятельной речи ребенка, поэтому, чем раньше вы обнаружите неправильное произношение звука и обратитесь за помощью к логопеду, тем быстрее устраните этот недостаток до начала школьного обучения.

 

       Словарный запас.

       Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение жизни может усвоить лишь какую-то часть слов. Эти слова и составляют его словарный запас. Чем он больше, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей. Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от ближайшего речевого окружения, так как речь усваивается по подражанию.

      К школьному возрасту в словаре ребёнка должно насчитываться до 1500 – 2000 слов. Ребенок должен активно использовать в своей речи обобщающие слова (мебель, транспорт и т. д.), синонимы (лошадь, конь, скакун…), антонимы (грустный – веселый), слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения).

 

       Грамматический строй.

       Большую роль в обогащении словарного запаса является овладение ребенком грамматическим строем речи, который он усваивает в период от 2 до 8 лет. Важно своевременно помочь ребенку в овладении грамматической системой языка, иначе в школе ему будет не на что опереться из своего прежнего практического речевого опыта.

      К 7 годам ребенок должен уметь понимать грамматические конструкции, а также правильно образовывать слова, строить предложения.

      В период овладения грамматическими системами языка в речи ребёнка обычно имеются «возрастные» аграмматизмы (ошибки), например: окны, стулы, лобы, а не окна, стулья, лбы. До определённого возраста такие ошибки являются вполне оправданными (до 4 лет), так ребёнок познает эти формы. Однако сохранение их в речи ребёнка в 7 лет должно вызывать тревогу.

 

       Связная речь.

       Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое.

      Под связной речью принято понимать развёрнутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют чётко, последовательно излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающими людьми.

      Дети 4-5 лет уже способны о многом самостоятельно рассказывать: о том, как они провели лето, чем занимались в детском саду, что видели в музее, в парке или в зоопарке. Они способны связно пересказать содержание сказок, рассказов, различных историй. Но не у всех детей этого возраста дела со связной речью обстоят благополучно.

      Если попросить ребенка рассказать о том, что он видит на картинке, то результаты могут оказаться для родителей самыми неожиданными. Одни дети составят большой и достаточно связный рассказ, используя в нём даже такие события, которые на иллюстрации не изображены. Другие с трудом составят несколько правильных или с ошибками построенных предложений, могут ограничиться только одним предложением. Но, а третьи дети смогут только просто перечислить изображённые на картинке предметы и явления, не связывая их между собой (зима, снег, сугробы, горки, санки, дети).

 

       Речевая коммуникация.

       К 6 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свою мысль, пользоваться формами речевого этикета.

 

       Мелкая моторика.

       Чисто техническая сторона процесса письма невозможна без достаточно развитой тонкой ручной моторики. Слабость, неловкость неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший подчерк, выдержать длительное напряжение мышц руки в процессе письма, успевать за темпом работы класса. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции в целом.

       Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

свернуть

Трудности обучения письму в начальной школе

Письмо – базовый школьный навык, без эффективного владения которым обучение затруднено или просто невозможно. Это сложная интегративная деятельность, включающая внимание, восприятие, произвольную регуляцию и контроль деятельности, нервно-мышечную регуляцию, зрительно-моторную координацию и другие функции.
развернуть

Для того чтобы учащийся мог научиться ПИСАТЬ, он должен: 

  1. хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять (удерживать в памяти) их порядок,
  2. хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию,
  3. выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».

        К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма  – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать.

        Возникновение трудностей обучения письму в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка. Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребенку.

Трудности обучения письму на начальном этапе

Виды  трудностей

Возможные  причины

1

Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента)

  • Недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
  •  недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • несформированность механизмов организации деятельности;
  • недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования);
  •  форсирование темпа обучения.

2

Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента

  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций;
  • недостаточная сформированность моторных функций;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • форсирование темпа обучения;
  • неадекватность методики обучения.

3

Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)

  •  Недостаточная сформированность моторных функций;
  •  недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций;
  •  несоответствие методики обучения.

 

4

Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо).

  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти.

 

5

 «Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в–д), пишет лишние элементы: и–ш, л–м) или, наоборот, недописывает.

  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • неадекватность методики обучения;
  • форсирование темпа обучения;
  • сильное функциональное напряжение, утомление,
  • трудность концентрации внимания;
  •  несформированность механизмов организации деятельности.

 

6

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор).

  • Недостаточная сформированность моторных функций;
  • нарушение зрительно-моторных координаций;
  • неадекватность методики обучения;
  • форсирование темпа обучения,
  • выраженное функциональное напряжение, утомление.

 

7

Сильный нажим, тремор, нестабильность графических форм.

  • Недостаточная сформированность моторных функций;
  • нарушение координации движений;
  • неправильная поза, неправильное положение ручки;
  • сильное утомление, функциональное напряжение,
  • неадекватность методики обучения.

 

8

 

 

 

  • Ошибки при письме,
  •  пропуски согласных и гласных букв (определенного характера)
  • замены согласных букв близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т.д.)
  •  Недописывание букв, слогов.
  • Несформированность фонетико-фонематического восприятия;
  • трудности звуко-буквенного анализа;
  • форсирование темпа обучения
  • недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия;
  • трудности звуко-буквенного анализа;
  • форсирование темпа обучения;
  • трудности концентрации внимания;
  • форсирование темпа обучения.

9

 

 

 

Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку –

не разделяет предложения и т.п.).

•  Несформированность механизмов организации деятельности (регуляции и контроля деятельности);

•  выраженное функциональное напряжение, утомление;

•  трудности концентрации внимания;

•  низкая, неустойчивая работоспособность;

•  непосильный темп;

•  педагогические недоработки (не усвоенные правила).

10

 

Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку.

•  Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа;

•  низкая, неустойчивая работоспособность;

•  слишком быстрый темп письма.

 

11

Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании.

•  Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций;

•  недостаточная сформированность зрительной памяти;

•  выраженное напряжение, утомление;

•  неадекватный (быстрый) темп деятельности.

 

12

Очень медленный темп письма.

•  Трудности звуко-буквенного анализа;

•  недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координаций;

•  индивидуальные особенности темпа деятельности;

•  низкая, неустойчивая работоспособность;

•  трудности концентрации внимания.

свернуть

Фонематический слух. Зачем его развивать?

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
развернуть

     Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и практически у всех детей с нарушениями речи.

     Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти. В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте. Недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полной скомпенсированности дефектов произношения может привести к трудностям в овладении навыками письма и чтения.

     Таким образом, вовремя сформированное фонематическое восприятие предупредит возможное появление вторичных речевых дефектов (это фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие и общее недоразвитие речи, снижая при этом вероятность возникновения дислексии и дисграфии.

     В последние годы наблюдается увеличение количества поступивших в школу первоклассников с несформированным или недостаточно сформированным фонематическим восприятием, всё большее количество младших школьников нуждаются в логопедической помощи, что не всегда возможно.

     Уважаемые родители, хочу предложить Вам простые игры для развития речи вашего ребенка. К пяти годам дети уже способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

     Но, к сожалению, не все первоклассники достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

     Вам предлагаются упражнения, которые могут быть использованы родителями при работе над развитием фонематического восприятия.

1. ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

     Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

     Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э].

А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А

3. Игра «Стучалочка».

   Звуки я сказать хочу

   И по мячику стучу

Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных звуков.

Ход игры:

     Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

 А Э У

 АА ЭЭ УУ

 ААА ЭЭЭ УУУ

 4. Игра «Тихо - громко»

    Мы катались по горам

    Пели тут и пели там

 Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

 Ход игры:

     Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.

 5. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

      Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.

 Ход игры:

      Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

 6. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

    Свяжем мы из слов цепочку

    Мяч не даст поставить точку.

 Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры:

     Взрослый называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.

 Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

 7. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В) – и только с этой.

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

 Ход игры:

     Взрослый: бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

 Пример:

 -Как тебя зовут?

 -Ира.

 -А фамилия?

 -Иванова.

 -Откуда ты приехала?

 -Из Минска

 И т.п

 8. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»

 Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

 Ход игры.

     Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

 1.«РЫБАЛКА».

 Цель. Развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

 Ход игры:

Дается установка: «поймать слова со звуком (Л) » (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек.

2.«ТЕЛЕВИЗОР».

Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в    речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры:

     На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки  на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок  должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок  правильно назвал  слово - экран телевизора открывается.

   Например: месяц - спрятанное слово

   Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

Количество играющих: один и больше человек.

3.«РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ».

 Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков,  развивать  фонематический  слух.

Ход игры: 

     Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами, например, Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

4..«ЦЕПОЧКА СЛОВ»

     Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать   навыки звукового анализа слов.

Ход игры:

     Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

5.«СОБЕРИ ЦВЕТОК»

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры:

На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются  « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих  «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

свернуть

Дисграфия у детей: причины

«Ребёнок любит читать, но в письме делает кучу ошибок, в самых простых словах. Что делать? Как это исправить?», «Сын учится во втором классе и делает очень много ошибок в диктантах и даже при списывании. Как научить ребёнка писать без ошибок? Помогите!» Подобные крики о помощи можно найти на любом родительском форуме в интернете.
развернуть

Согласно исследованиям, нарушение процесса письма, известное как дисграфия, является довольно распространённым расстройством и выявляется у более чем 50% школьников младших классов и более 30% учащихся средней школы.

Что такое дисграфия?

       Дисграфия — это частичное нарушение письма, обусловленное несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма, и выражающееся в повторяющихся, стойких ошибках.

       Само слово «дисграфия» произошло от двух греческих слов: «DIS» (расстройство) и «Grapho»  (пишу).  Дисграфия проявляется в виде постоянных однотипных ошибок при письме.

       Проявления дисграфии во многом схожи с проявлениями дислексии, с той разницей, что при дислексии нарушения проявляются при чтении (неправильное произношение, замена звуков, перестановка слогов, нарушение разделения слов в предложениях и пр.), а при дисграфии похожие нарушения наблюдаются на письме.

Виды дисграфии:

       В зависимости от нарушения или несформированности того или иного процесса письма различают 5 форм дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия: эта форма дисграфии проявляется в написании букв, обозначающих звук при произношении, т.е. ребёнок пишет именно так, как он произносит  слово. Причинами данного вида дисграфии является нарушение произношения и фонетико-фонематического слуха (дислалия, ринолалия, дизартрия). Пример данного вида дисграфии: «холосо — хорошо», «селый — серый», «цетёт- цветёт» и т.д.
  2. Акустическая дисграфия: данная форма дисграфии проявляется в замене на письме шипящих/свистящих, твёрдых/мягких и звонких/глухих букв. Причиной, приводящей к появлению этого вида дисграфии, является нарушение распознавания близких по звучанию звуков речи, т.е нарушение фонемного распознавания. Примеры: «тупик-тюбик», «прыкать-прыгать», «крип-гриб» и т.д.
  3. Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза проявляется в искажении структуры текста. Происходит пропуск букв, перестановка слогов и букв местами, слитное написание слов, разделение приставки и/или окончания с основой слова, зачастую слитное написание всех слов в предложении. Причиной возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит неумение дифференцировать слова и слоги. Примеры нарушения: «стол-сотл», «идёт дождь — идедошь», «на столе-настоле» и пр.
  4. Аграмматическая дисграфия: можно сказать, это косноязычная форма письма. При этой форме нарушается правильность употребления падежных окончаний, наблюдается неправильная постановка рода или числа, затруднение при применении правил, неправильная постановка мягкого знака, неумение найти орфограмму, нарушение последовательности слов в предложении и пр. Например: «много деревьев — много деревов», «мой папа - моя папа», «котёнок- котёнки» и пр.
  5. Оптическая  дисграфия: наиболее часто встречаемая форма дисграфии. При такой форме дисграфии ребёнок испытывает трудности с визуальным различением похожих букв. Причиной её возникновения является недостаточно сформированные навыки зрительного узнавания символов, слабо развитая зрительная память, а также синтез увиденного образа, образа в памяти и пространственного представления этого образа. Чаще всего при этом заменяются буквы, схожие по написанию, но различно расположенные в пространстве. Буквы могут заменяться как на существующие в языке, так и на несуществующие, но с сохранением схожих элементов (Б-Д, Т-Ш, И-Ш, П-Т, Ж-Х, Л-М, Ц-Щ), возможно написание букв зеркально (буквы И, Е, Я ).

Причины дисграфии

       Дисграфия у детей начинает проявляться в период обучения письму. Говорить о наличии дисграфии можно не ранее  возраста 8-9 лет (т.е. примерно второй класс общеобразовательной школы). К этому возрасту дети уже овладевают навыками устойчивого письма и постоянные однотипные ошибки должны привлечь внимание взрослых.

       Процесс письма — довольно сложный процесс для нашей нервной системы. Здесь необходимо задействовать множество высших нервных функций: узнавание символа, вызывание его образа в памяти, соотношение образа и звука, тонкая моторика руки при написании, оценка схожести изображения с образом в памяти. Так как при письме задействовано множество высших нервных функций, то и причин нарушений письма может быть множество. Различают следующие основные причины:

  • Органические нарушения: это нарушение развития в пренатальный и постнатальный периоды, травмы при родах, асфиксии, менингиты, частые тяжёлые болезни ребенка, которые вызывают истощение его нервной системы, позднее созревание систем мозга, переученная леворукость.
  • Психолого-социальными причинами дисграфии может быть задержка психического развития (ЗПР), билингвизм (двуязычие в семье), нечёткая речь окружающих, слишком раннее обучение ребёнка письму при его неготовности к этому, невнимательность взрослых к особенностям речи у ребёнка (непроговаривание некоторых букв, замена слогов и другие нарушения речи и пр.

       Чаще всего дисграфия проявляется  у детей с нарушениями речи (особенно если дефекты речи не были устранены до момента начала обучения грамоте), имеющих в анамнезе органические поражения мозга (минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии и пр), получивших травму мозга, с истощенной нервной системой и незрелыми зонами мозга. 

Профилактика дисграфии

       Многие родители задаются вопросом — какова профилактика дисграфии?

       Прежде всего, относитесь внимательно к своему ребёнку. Если ребёнок поздно заговорил, имеет нарушения звукопроизношения или фразового построения — он попадает в группу риска. Необходимы занятия, направленные на развитие речи и фонетико-фонематического слуха. Заниматься с  ребенком должен как логопед, так и мама. Если наблюдаются органические нарушения, то к профилактике необходимо подключать врачей, для медикаментозной помощи ребёнку.

Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, в группе риска развития дисграфии:

  • ребёнок-левша или амбидекст;
  • «переученный» левша;
  • ребёнок-билингв;
  • при письме пропускает или путает местами буквы, не дописывает слова и т.п.,
  • есть нарушения фонетического восприяти;
  • нарушение звукопроизношения;
  • у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  • ребёнок рано пошёл в школу.
свернуть

Упражнения, способствующие развитию скорости и качества чтения

Упражнения на внимание

1. Присмотритесь к выделенным словам и найдите в них ответы на вопросы.

Какой цветок вручили чемпиону?

Какое блюдо приготовила стряпуха?

Как называют водный поток, у которого растёт гречка?

Куда забросили хомут?

2. Вычеркни все буквы, которые повторяются.

Ы Р М Т А О Н И Р П Т М Р А Н В Л О С Д

П Б Е О М Н М И А П Е Ч Т М Л А Р Ч М Б А О С И С Б И Ю А О Р Ч

3. Исправь ошибку.

Рог до ушей – хоть завязки пришей.

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Один в золе не воин.

Трус кормит, а лень портит.

Не делай муки из слона.

Сашу маслом не испортишь.

Крутится как булка в колесе.

Яйца куницу не учат.

Не пой другому яму, сам упадёшь.

Кошке игрушки, мошке слёзки.

Куда иголка, туда и нотка.

4. Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

Ф Ы В А И В А Н Г О Р _______________________

С А Ш А И Т Ю Б Л Т________________________

О Н Т А Н Я М А К Н О________________________

5. Прочитай слова, подчеркни среди них такие, которые можно читать наоборот.

РЕКА КАЗАКСУМКАРЮКЗАКШАЛАШБЕРЁЗА

6. Читай чётко, без ошибок.

волкмартфантсветстихтрос

гербметрвестьслонсломтрон

зонтсерпгостьслогсмехтрус

кустторткостьследснятьткань

кадртанкчастьслепсветтвой

листтигрсестьспортрапхвост

Разобрать непонятные ребёнку слова.

Упражнения, формирующие умение слушать и говорить.

1. Сократи предложение до 4-х, 3-х, 2-х слов.

• Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель повторяет предложение – дети запоминают его, затем учитель просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание.

Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает.

Что изменилось, когда предложение сокращалось?

- Сегодня утром Маша пошла в школу.

- Весело пели в лесу птички.

- Кот спит очень чутко.

- Воробей громко и тревожно зачирикал.

2. Переставь слова в предложении.

• Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

Сегодня утром Маша пошла в школу.

Маша сегодня утром пошла в школу.

Утром сегодня пошла Маша в школу.

Пошла Маша сегодня утром в школу.

В школу пошла сегодня утром Маша.

- Из молока получают масло и сыр.

- Пчёлы носятся около цветущих ветвей липы.

- Ребята нашего класса смастерили кормушки для птиц.

- В тундре волки и олени живут рядом.

- Под старой берёзкой Алёша увидел маленького птенчика.

3. Измени одно слово.

• Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нём только одно слово, например: Дети пришли из школы.

Ребята пришли из школы.

Мальчики пришли из школы.

Ученики пришли из школы.

Дети вышли из школы.

Дети пришли из театра.

- Валя гостила под Москвой.

- В кустах весело пел чиж.

- Стоит яркий солнечный день.

- Утята прыгнули в воду и поплыли.

4. Послушай, запомни, ответь: всё ли верно?

• Дети слушают предложение и определяют: может ли это быть, если да, то когда, где, почему. Если нет, то следует доказательно объяснить, что это небыль или несуразица.

- Выпал снег, Алёша вышел загорать.

- Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

- Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь.

- Воробей принёс дрова, а мышонок затопил печь.

5. Дополни предложение.

Мы играем.

Мы играем в футбол.

Мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.

- Серёжа учит.

- Папа привёз.

- Птичка прилетела.

- Кот мяукал.

- Заяц убегал.

Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово, способствуют развитию навыка чтения по догадке, умению разгадывать загадки, развивают воссоздающее воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо.

1. Кто это? Что это? Отвечай быстро.

Звонкий, быстрый, весёлый - …

Вкусный, алый, сочный - …

Жёлтые, красные осенние - …

Холодный, белый, пушистый -…

Бурый, косолапый, неуклюжий - …

Жёлтые, красные, зелёные - ... .

2. Точно и быстро. Кто или что?

мурлычет – котварит – поварстоит – дом

лает -учит -прыгает

мычит -лечит -летает –

жужжит -строгает - спит -

шипит - сажает - лепит –

ревёт - красит - играет –

3. Слушай. Называй как можно больше слов.

Плывёт – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.

Летит –

Растёт –

Поёт –

Ползёт –

Ссорится –

Работает –

Сверкает –

Упражнения, способствующие развитию чёткости произношения.

• Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, пословиц.

Проворонила ворона воронёнка.

Мама мыла Милу мылом.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Клава у Клары играла на рояле.

свернуть
Меню раздела