Советы психолога
ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ!
- Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
- Не бойся! Трус обречен на поражение.
- Трудись! Другого пути к успеху нет.
- Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и научишься не совершать ошибок.
- Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя и помни о психологической защите.
- Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь.
- Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемого результата. В противном случае ты всегда будешь попутчиком и придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.
- Избегай злых людей, ибо зло заразительно.
- Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшими тебе добро. Неблагодарность – тяжкий грех. Слушай старших, и ты избежишь многих бед.
- Запиши эти наставления, в них мудрость народов и веков.
Я В КЛАССЕ НОВЕНЬКИЙ!!!
- Улыбайся. В период адаптации в новом коллективе старайся почаще улыбаться. В начале Вашего пребывания в классе о тебе формируется первое впечатление и оказывает влияние на все последующее отношение.
- Не веди себя высокомерно. Смена места – это всегда стресс. В первые дни нахождения в коллективе человек (особенно если он стеснителен и застенчив), чаще всего склонен вести себя напряженно, избегать контактов, замыкаться в себе. Это происходит потому, что вхождение в коллектив является стрессом для любого человека. Такое Ваше холодноватое отношение могут расценивать как высокомерие. Поэтому, как бы не было, трудно в первые дни, старайся не «закрываться» от людей, контактировать, обращаться за помощью и улыбаться.
- Проявляй доброжелательность, терпимость, чувство юмора.
- Принимай коллектив таким, каков он есть. Принимать людей такими, какие они есть очень сложно. Хочется, чтобы люди были такими, какими мы их хотим видеть. А они разные – каждый со своим опытом и багажом проблем. Не злись и не огорчайся, и не стремись переделать человека – это невозможно. Учись терпимости.
- Учись трудолюбию и не ленитесь. Помни, ты на виду у коллектива, и его мнение о тебе может стоить дорого или наоборот стать хорошим стартом для новых отношений.
- Будь готов помогать другим. Если видишь, что у одноклассника есть проблемы, а у тебя есть свободное время, предложи ему помощь. Это всегда положительно оценят окружающие.
- В сложных ситуациях не хитри и, не изворачивайся. Помни, «нет ничего тайного, что бы ни стало явным». Лучше вовремя сообщить об ошибке, чем со страхом ждать, что ее раскроют и накажут.
- Не обсуждай других.
Советы школьникам начальной школы
Когда ты сердишься
Бывает так, что ты злишься на папу, маму, брата, сестру или бабушку, когда они что-то тебе не дают, не разрешают гулять, играть, заставляют ложиться спать? Конечно, бывает! А как справляться с этим?
Чтобы почувствовать себя лучше, ты должен поговорить с тем, кому доверяешь о своих чувствах. Тебе сразу же станет легче!
Помни: твои чувства такие же настоящие, как твой нос или ухо.
Поэтому не стесняйся говорить о них. Тебе станет лучше. Ты будешь чуточку счастливее, и окружающие тебя люди тоже.
Нужно запомнить и сделать две вещи:
- Отыщи того, кто выслушает тебя.
- Не вымещай свои чувства на младших.
Другой хороший способ избавиться от злости – взбивать подушки. Ты можешь мять пластилин, бросать мячик, стукнуть кулаком по столу в своей комнате. Отыщи укромный уголок, чтобы попрыгать и побегать, пометать мячик так, чтобы никого не ударить. Нет ничего плохого в том, чтобы сказать:
Я РАССЕРЖЕН!
Когда ты боишься
Мальчики и девочки боятся некоторых вещей. Взрослые тоже не исключение. Люди боятся, что их оставят одних, что они окажутся в темноте или их оставят с незнакомыми людьми. Это – чувство страха. Один способ избавиться от него - пойти к людям, которые тебя любят, и рассказать им о своих страхах. В этом случае ты больше не будешь чувствовать себя одиноким.
Ты можешь сказать: «Я не могу рассказать им, что боюсь. Они будут смеяться».
Нет. Будь уверен, и выбери того, кто умен и любит тебя.
Есть в школе человек, который занимается тем, что слушает других и понимает их чувства. Это – психолог. Обратись к нему. Возможно, у тебя появится новый друг. Друг – это тот, кто нравится тебе, а ты нравишься ему. Мудрые люди говорят, что иметь старых друзей – это замечательно. Чем раньше начнешь заводить друзей, тем быстрее у тебя появятся старые друзья. Один из способов подружиться – доверить кому-нибудь свой секрет!
10 жизненных советов успешному ученику
1. Не унывай. Унывающих любят неудачи!
2. Не бойся. Тот, кто боится, чаще проигрывает!
3. Трудись. Это самый короткий путь к успеху.
4. Думай. Думай о своих поступках и поступках других, и ты накопишь жизненный опыт. Он позволит тебе не совершать глупых ошибок.
5. Не лги, и ты будешь иметь друзей.
6. Учись смотреть на свои поступки как бы со стороны, глазами других, и ты добьешься уважения людей.
7. Оставайся самим собой и иди своим путем, то есть выбирай, что и как тебе делать. В этом случае ты достигнешь желаемого.
8. Избегай злых людей, потому что зло заразительно.
9. Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшим тебе добро.
10. Прислушивайся к словам старших, и ты избегнешь многих бед.
Памятка любителю споров
- Помни, что каждый имеет такое же право высказать свое мнение, как и ты.
- Относись с уважением к своему «противнику».
- Не вступай в спор, если ты очень мало знаешь о том, о чем споришь.
- Научись слушать своего «противника». Старайся не перебивать его.
- Не горячись, старайся спорить спокойно.
- Не спеши признавать себя побежденным!
Как вести себя в экстремальных ситуациях
Угрожать вашему здоровью и жизни могут различные экстремальные ситуации, в которых вы можете оказаться.
Обычно человек совершенно не подготовлен, что делать в той или иной ситуации. А ведь каждая минута в экстремальных обстоятельствах – решающая.
Можно столкнуться с любой ситуацией, будь то авария, пожары, техногенная катастрофа, а также ограбления, мошенничество. Поэтому в таких случаях необходимо в первую очередь рассчитывать только на самого себя. На сегодняшний день и газеты, и телевидение переполнены сведениями о преступлениях, правонарушениях, катастрофах. Это не может не сказаться на поведении людей. Обилие пугающей информации действует на психику человека. Очень важно при этом сохранять хладнокровие и грамотно строить свои действия.
ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ:
Толпа. Во время паники толпа становится опаснее стихийного бедствия или аварии, которые ее вызвали.
Чтобы уцелеть в толпе:
Лучше всего ее обойти. Если это невозможно, ни в коем случае не идти против толпы. Если толпа вас увлекла, старайтесь избегать и ее центра, и края - опасного соседства витрин, решеток, набережной и т.п. Уклоняйтесь от всего неподвижного на пути - столбов, тумб, стен, деревьев, иначе вас могут просто раздавить. Не цепляйтесь ни за что руками: их могут сломать. Если есть возможность, застегнитесь. Ботинки на высоких каблуках или развязавшийся шнурок могут стоить вам жизни.
Бросите от себя сумку, зонтик и т.д. Если у вас что-то упало, ни в коем случае не пробуйте поднять. В плотной толпе при правильном поведении вероятность упасть не столь велика, как вероятность сдавливания. Поэтому защитите диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди. Еще один прием - упруго согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу. Толчки сзади надо принимать на локти, диафрагму защищать напряжением рук.
Главная задача в толпе - не упасть. Но если вы все же упали, следует защитить голову руками и немедленно вставать, что бывает сделать очень трудно. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся - вас будут сбивать. Поэтому одной ногой (полной подошвой) надо упереться в землю и резко встать, используя движение толпы.
На концерте, стадионе заранее прикиньте, как вы будете выходить (вовсе не обязательно тем же путем, что вошли). Старайтесь не оказываться в "центре событий" - у сцены, раздевалки и т.д. Избегайте стен (особенно стеклянных), перегородок, сетки. Если началась паника, постарайтесь ей не поддаваться, попытайтесь оценить обстановку и принять верное решение.
Заметив вещь без хозяина, обратитесь к работнику милиции или другому должностному лицу, свяжитесь с машинистом метро. Не прикасайтесь к находке, отойдите от нее как можно дальше. Если вы находитесь в замкнутом пространстве (например, в вагоне метро), держитесь внутри группы.
Если гроза застигла вас на открытой местности – присядьте или укройтесь в ложбинке, ямке. Ни в коем случае не ложитесь на землю. Не раскрывайте зонт, его металлические спицы могут сыграть роль антенны.
Карманная кража. Карманная кража тщательно организована, отработана и занимает секунды. Чтобы ее предотвратить необходимо принять меры предосторожности:
Расплачиваясь, не выставляйте кошелек на обозрение, не показывайте всей суммы и места, где она лежит, не ощупывайте время от времени карман с деньгами.
Будьте настороже если на транспорте возникает затор или давка, это хорошая возможность для мошенников «очистить» чужие карманы.
При пожаре, согласно инструкции пожарных, сначала нужно позвонить 01, потом вывести детей и престарелых и только потом тушить огонь своими силами.
На пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от отравления продуктами горения. Поэтому при тушении огня защищайтесь от дыма, а если это невозможно, уходите из квартиры (если там никого не осталось), закрывая дверь и в горящую комнату, и в квартиру (без кислорода пламя не только уменьшится, но и может погаснуть). Дышите через мокрую тряпку. По задымленным коридорам пробирайтесь на четвереньках или ползком внизу меньше дыма.
Если загорелся электроприбор, его надо сразу отключить от сети, а затем тушить - водой или набросив плотное одеяло. Подручными средствами при тушении пожара в квартире могут быть плотная (лучше мокрая) ткань и вода. Загоревшиеся шторы, одеяла, подушки можно сорвать и затоптать или бросить в ванну, заливая водой. Если тушите электропроводку, обязательно надо отключить электричество.
Взломана или открыта входная дверь квартиры (вашей или соседской)
- Не заходя в квартиру проверьте, есть ли там посторонние лица.
- Немедленно сообщите в милицию о случившемся.
- С помощью соседей и прохожих обеспечьте охрану места происшествия до прибытия милиции.
- Постарайтесь сообщить о происшедшем владельцам квартиры или их родственникам.
- Ничего не трогайте в квартире, не ходите по ней, не нарушайте порядок вещей.
Главное сохраняйте спокойствие, выдержку и самообладание в опасной ситуации, и стараться самостоятельно сделать все, чтобы помочь себе, либо дождаться профессиональной помощи.
Телефон 102 – быстрая помощь, надежная защита.
Помните! В любой тревожной ситуации можно и необходимо обращаться в милицию!
Коррекция неправильной самооценки
Рекомендации учащимся с заниженной самооценкой
- Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.
- Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог (ла) их добиться.
- Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.
- Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.
- Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.
- Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.
- Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.
- Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.
- Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.
- Не сравнивай себя с «идеалом». Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.
- Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.
- Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.
Упражнения по коррекции заниженной самооценки:
- Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.
- Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.
- Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.
- Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.
Рекомендации учащимся при завышенной самооценке:
- Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?
- Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.
- Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».
- Получив отказ в просьбе о чем-либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.
- Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.
- При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.
- Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.
- Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?
- Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.
- Не разрешай себе «почивать на лаврах». Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.
- Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.
- Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.
Упражнения по коррекции завышенной самооценки:
- Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.
- Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
- Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
- Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.