Яндекс.Метрика

Родительский университет

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОЕКТ «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

     Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

         Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

     Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

     Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

     Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

свернуть

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов

№ п/п

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведения

Ответствен-ные

1

1-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

лекция/ практикум/ вебинар

классный руководитель, педагог-психолог,

медицинский работник

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

ноябрь

беседа/ практикум/ мастер-класс

классный руководитель,

медицинский работник

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

январь

круглый стол/ дискуссия/ форум

классный руководитель

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель

семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог

2

2-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

классный руководитель

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь

круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар

классный руководитель, медицинский работник

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог, педагог социальный

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

май

круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс

классный руководитель

3

3-е классы

 

 

 

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

классный руководитель

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

декабрь

лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс

педагог-психолог

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

январь

беседа/ дискуссия/ практикум

педагог социальный, медицинский работник

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель

семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог, педагог социальный

4

4-е классы

 

 

 

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

сентябрь

лекция/ вебинар

педагог-психолог,

медицинский работник

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

классный руководитель, педагог социальный

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

конферен-ция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника. 

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете ГУО «Начальная школа №3г.Бреста»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Начальная школа №3г.Бреста»

_____________   Н.Д. Шпак

01.09.2022 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете

ГУО «Начальная школа №3г.Бреста»

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу  родительского университета организует заместитель директора по  воспитательной работе, классные руководители, специалисты СППС учреждения образования с привлечением  представителей  РОВД  Московского р-на г. Бреста, УЗ «Брестская  ЦГБ» и т.д.

1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет  заместитель директора по  воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.  

  1. Цели, задачи и направления деятельности родительского университета, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является: создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

 2.2. Задачи:

- построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка и организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

- мотивировать родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

- содействовать  повышению социально-педагогической, психологической, правовой культуре родителей;

- создавать условия формированию ценностно-смысловых основ родительства;

- актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 

2.3. Основные направления деятельности родительского университета:

- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы;

- консультирование родителей по психолого-педагогическим и другим проблемам;

- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-  расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

- пропаганда эффективных технологий воспитания, построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения образования. 

2.4.  I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов

2.5. Формы проведения занятий:

- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, занятия с элементами тренинга, индивидуальные консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

- дистанционные (размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках, творческих конкурсах и других мероприятиях). 

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

- создается на базе ГУО «Начальная школа №3 г.Бреста»;

- создается  на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;

- координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

- реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

- за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

- занятия проводятся согласно плану;

- родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

- на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

- классный руководитель назначается ответственным за анонсирование тематической информации в рамках родительского университета. 

3.2. Координатор родительского университета:

-  несет ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

-  координирует деятельность родительского университета;

- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом;

- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

-   ведет в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчетную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

-  в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.3. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учеными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.4. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.5. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.6.   Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

4.Структура родительского университета

4.1.   Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2.   Родительский университет может использовать в работе помещения, необходимые для обеспечения его деятельности:  учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3.   Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.  

  1. Документация

- приказ учреждения образования об организации работы родительского университета;

-   Положение о родительском университете;

-   план работы на учебный год (полугодие);

- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).  

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

свернуть

План реализации республиканского проекта «Родительский университет» в ГУО «Начальная школа №3 г. Бреста»

№ п/п

Название раздела, темы занятий Сроки проведения, класс Форма проведения Ответственные исполнители
1. «Адаптация учащихся в 1-м классе»

I «А» - 30.09

I «Б» - 30.09

I «В» - 30.09
круглый стол

Классные руководители:

Белякова Л.Е.

Шостак Е.Г.

Жолох В.А.

Педагог-психолог Николаенко С.В.

2. «Как родители могут помочь ребенку учиться»

II «А» - 28.10

II «Б» -  28.10

II «В» -  28.10
семинар-практикум

Классные руководители: Герасимович Т.Н. Лукьянчук Е.А. Лукашик А.П.

3.

«Значение школьной отметки в жизни ребёнка»

III «А» - 28.10

III «Б» -  28.10

беседа

Классные руководители: Сковородко И.Е. Самолюк Г.М. 

4. «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов»

IV «А» -  28.10

IV «Б» -  28.10

IV "В" - 28.10

лекция

Классные руководители: Королюк Ю.Г.  Лисовчик Е.В.

Шингерей С.Н.

Педагог-психолог Николаенко С.В.

5. «Режим дня школьника»

I «А» - 16.12

I «Б» - 16.12

I «В» - 16.12
семинар-практикум

Классные руководители:

Белякова Л.Е.

Шостак Е.Г.

Жолох В.А. Медсестра  Корогода В.А.

6.

«Главные правила здорового образа жизни»

II «А» - 16.12

II «Б» -  16.12

II «В» -  16.12
круглый стол

Классные руководители: Герасимович Т.Н. Лукьянчук Е.А. Лукашик А.П. Педагог социальный  

7.

«Психологические и физиологические особенности третьеклассников»

III «А» - 16.12

III «Б» -  16.12

лекция

Классные руководители: Сковородко И.Е. Самолюк Г.М. Педагог-психолог Николаенко С.В.

8.

«Как научить своего ребенка жить в мире людей»

IV «А» - 16.12

IV «Б» -  16.12

IV "В" - 16.12

дискуссия

Классные руководители: Королюк Ю.Г. Лисовчик Е.В.

Шингерей С.Н.

 

свернуть

МАТЕРИАЛЫ родительского университета по классам

1 класс:

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе (открыть)

Тема 2. Режим дня школьника (открыть)

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка (открыть)

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника (открыть)

2 класс:

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться (открыть)

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни (открыть)

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка (открыть)

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье (открыть)

3 класс:

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребенка (открыть)

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников (открыть)

Тема 3. Здоровая семья - здоровый ребенок (открыть)

Тема 4. Эффективное общение в семье - залог успеха школьника (открыть)

4 класс:

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов (открыть)

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей (открыть)

Тема 3. Ребенок и компьютер (открыть)

Тема 4. Книги в жизни школьника (открыть)

свернуть

Меню раздела