Безопасность на дороге, профилактика травмвтизма и ДТП
БЕЗОПАСНОЕ ЛЕТО 2024
01.08.2024Летние каникулы – это время самого продолжительного ежегодного отдыха детей. Независимо от того, организованно или самостоятельно, в кругу сверстников или взрослых будут отдыхать дети, важно изучить (либо повторить) с ними ряд правил, придерживаясь которых можно избежать многих серьезных неприятностей, сохранить свое здоровье и жизнь.
Общие правила поведения участников дорожного движения
Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:
- знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;
- помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.
Участникам дорожного движения запрещается:
- повреждать или загрязнять покрытие дорог;
- снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;
- оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
Безопасность пешехода на дороге
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги.
Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.
В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.
При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.
Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.
Переход проезжей части дороги
Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход – подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или в местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика, либо пешеходного светофора или транспортного светофора.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка, разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.
Нельзя выбегать на дорогу, нельзя перебегать дорогу даже в зоне пешеходных переходов.
Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку, даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться.
Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.
Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.
При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом, даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов, необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.
Рекомендации для родителей.
Главная опасность – стоящая машина!
Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.
Умейте предвидеть скрытую опасность!
Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.
И у светофора можно встретить опасность.
Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: “Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят”. Они ошибаются.
“Пустынную” улицу дети часто перебегают не глядя.
На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.
Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!
Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
На улице крепко держите ребенка за руку!
Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.
Арки и выезды из дворов – места скрытой опасности!
В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая правила дорожного движения.
Сел в машину - пристегнись!
У ремня безопасности - говорящее название. В случае дорожно- транспортного происшествия, расположенная по диагонали, лента сможет уберечь от тяжелых травм и спасет жизнь. Эту простую истину знают все, но не все соблюдают. Находятся люди, убежденные, что поездки на короткие расстояния априори можно считать безопасными, а, следовательно, в ремне нет никакого смысле. Есть и те, кто верит, что ремень безопасности создан для водителя, а пассажиров задних кресел защищают спинки передних сидений.
Правила дорожной безопасности основаны на логике и десятках реальных примеров. К сожалению, некоторые участники дорожного движения до сих пор им сопротивляются, словно ожидают собственных ошибок, и не отдают себе отчета в том, что они могут быть написаны чужими трагедиями.
Использование ремня безопасности - это базовое правило безопасного движения. Эта безусловная норма, которая должна срабатывать у водителей и пассажиров, находящихся в автомобиле, на уровне рефлексов.
Для маленьких пассажиров (до 12 лет) основным и самым эффективным средством защиты B автомобиле является индивидуально подобранное детское удерживающее устройство согласно росту и весу ребенка. Вместе с тем, допускается перевозить детей в возрасте до 12 лет без использования указанных устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров.
Есть родители, которые считают, что малыш будет в безопасности просто устроившись на материнских руках. Перевозить детей на коленях, а также пристегивать одним ремнем и пассажира и сидящего у него на коленях ребёнка запрещено.
Важно помнить, быть пристегнутым - это сохранить жизнь и здоровье. Любой аргумент против использования ремней - не аргумент, а оправдание. Дорога полна неизвестностей, а «лента» на груди может стать спасительной в любой миг.
Особое внимание пешеходам!
Приоритетные задачи Госавтоинспекции — привлечение взаимного уважения и внимания водителей и пешеходов друг к другу.
В условиях сокращающегося светового дня отмечается увеличение ДТП с участием пешеходов. С начала текущего года на территории Брестской области произошло 101 дорожно-транспортное происшествие с участием пешеходов, в которых 13 человек погибли, 89 травмированы. Необходимо отметить, что по вине пеших участников дорожного движения произошло 47 ДТП, в 18 случаях зафиксировано их нетрезвое состояние.
Как показывает практика, пешеходы нередко сознательно нарушают ПДД (не задумываясь о своей безопасности), переходя улицу в неустановленных местах, внезапно выходя на проезжую часть из-за объектов, ограничивающих обзор водителю, или перебегая дорогу на запрещающий сигнал светофора. Иногда они просто идут по кратчайшему пути до ближайшей остановки, находясь между движущимися на скорости автомобилями, причем пешеходный переход может находиться рядом.
Согласно статистике, в осенний период нередки случаи, когда нетрезвые пешеходы находятся на проезжей части: лежат, сидят либо просто находятся на проезжей части, создавая угрозу безопасности дорожного движения.
Так, 22 октября около 19 часов 63-летний барановчанин управлял автомобилем «МАЗ» и двигался по автодороге Р-99 «Барановичи-Волковыск-Пограничный-Гродно». По предварительной информации, на 10 км вышеуказанной дороги совершил наезд на 73-летнего жителя г.Барановичи, который находился на проезжей части без световозвращающих элементов.
В результате ДТП последний погиб на месте происшествия. Следователями будет дана оценка действиям участников происшествия.
Наезды на пешеходов, как констатирует печальная статистика, в большинстве случаев заканчиваются трагически.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам требуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителям транспортных средств.
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Не перебегать дорогу в неустановленном месте: для этого установлены переходы.
Дорога – территория повышенной опасности и не прощает халатного отношения к себе. Соблюдая Правила дорожного движения, вы минимизируете шанс попадания в ДТП.
Уважаемые участники дорожного движения! Не будьте равнодушными! Если вы стали очевидцем нахождения на проезжей части необозначенных световозвращающими элементами, а также нетрезвых пешеходов или велосипедистов - сообщите о данных фактах по телефону 102.
По информации ГАиП ГАИ УВД
Видеоматериалы ГАИ МВД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Игры по профилактике травматизма
С целью профилактики электротравматизма, травматизма при пользовании газом в быту, продвижения новых форм профилактики и популяризации программных продуктов (игр) Госэнергогазнадзором разработаны профилактические игры «На отдыхе», «Безопасный путь в школу. Тепло», «На футбол» и «Безопасный дом» (игры разработаны для платформы Android начиная с версии 6.0 и более поздней).
Описание игры
Игра предназначена для детей младшего школьного возраста (1-4 классы) и позволяет привить детям в игровой форме базовые навыки и элементарные знания, позволяющие предотвратить электротравматизм в повседневной жизни; указать на наличие опасных факторов, связанных с эксплуатацией электрического оборудования и электрических сетей.
Способы установки.
-> Открыть Google Play. Запустить поиск со словами «На футбол!». Установить игру.
-> В любом браузере на устройстве ввести адрес https://is.gd/ToFootball. Вы будете перенаправлены в Google Play на страницу игры. Установить игру.
-> Сканировать QR-код на игру. Вы автоматически будете перенаправлены в Google Play на страницу игры. Установить игру.
Технические требования к смартфону или планшету:
- операционная система Android начиная с версии 6.0 и выше;
- 512 Мб оперативной памяти;
- 67 Мб свободного места для установки игры.
Описание игры
Игра представляет собой набор сцен, в каждой из которых мальчику нужно будет выбрать один из предложенных вариантов прохождения. Для каждого из вариантов указывается время, которое будет затрачено на прохождение. Время на обдумывание варианта ответа не ограничено.
Игра предназначена для детей младшего школьного возраста (1 -4 классы) и позволяет привить детям в игровой форме базовые навыки и элементарные знания, позволяющие предотвратить теплотравматизм в повседневной жизни; указать на наличие опасных факторов, связанных с эксплуатацией теплового оборудования и тепловых сетей.
Способы установки.
-> Открыть Google Play. Запустить поиск со словами «Безопасный путь в школу». Установить игру.
-> В любом браузере на устройстве ввести адрес
https://play.google.com/store/apps/detailsid=com.CyberKashaCompany.SafetyWayToSchool
Вы будете перенаправлены в Google Play на страницу игры. Установить игру.
-> Сканировать QR-код на игру. Вы автоматически будете перенаправлены в Google Play на страницу игры. Установить игру.
Технические требования к смартфону или планшету:
- операционная система Android начиная с версии 6.0 и выше;
- 512 Мб оперативной памяти;
- 81 Мб свободного места для установки игры.
ГАИ информирует!
Правила: Безопасность пешехода
1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги.
2. Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.
3. В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.
4. При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.
5. Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.
Когда вы в роли пешехода необходимо:
- перед тем как сделать шаг на проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств;
- дорогу переходить только на зелёный сигнал светофора, по пешеходному переходу;
- даже на разрешающий сигнал светофора необходимо убедиться, что все машины уступают вам дорогу;
- нельзя начинать переход проезжей части дороги на мигающий «зелёный»;
- места для игр и развлечений (мяч, самокат, роликовые коньки и проч.) всегда следует выбирать далеко от проезжей части.
Опасно выходить на дорогу из-за стоящих автобусов, троллейбусов, машин, кустов, деревьев. Всегда помните, что водитель не сможет остановить транспортное средство мгновенно, поэтому не стоит переходить дорогу в последний момент. Ситуация будет намного безопасней, если пешеход и водитель будут видеть друг друга издалека.
Правила: Безопасность велосипедиста
Выезжать на дорогу на велосипеде разрешается после достижения 14 лет.
Знания о безопасной езде на велосипеде ребенка в 2-14 лет:
С самых ранних лет ребенок должен иметь первые познания правил дорожного движения. Они должны состоять из нехитрых постулатов:
– объезжать движущиеся объекты (людей, животных, других участников движения);
– замедлять движение на поворотах и при маневрах, когда совершается объезд недвижимых преград на пути (деревья, лавочки и пр.);
– избегать выезда на проезжую часть, кататься только во дворах, стадионах, закрытых площадках, по тротуару. Нельзя кататься в местах, где можно случайно выехать на дорогу;
– объезжать ямы, лужи, канализационные люки;
– переходить дорогу с велосипедом только в сопровождении взрослых, обязательно спешившись.
Знания о безопасной езде ребенка на велосипеде с 14 лет:
С этого возраста ребенок имеет право быть участником дорожного движения. Соблюдение ПДД жизненно необходимо:
– велосипедист должен соблюдать установленные правила и следовать указаниям дорожных знаков;
– помнить о дистанции относительно движущихся впереди объектов;
– если на дороге выделена зона движения велосипедистов (велодорожка), велосипедист должен ехать по ней;
– групповая езда осуществляется цепочкой, друг за другом;
– ребенок должен быть внимательным к стоящему транспорту (внезапное открытие дверей, резкий старт);
– в зоне передвижения людей спешиваются и ведут велосипед рядом.
Язык велосипедиста:
Чтобы другие участники движения были информированы о передвижении велосипедиста, ребенку стоит запомнить специальные сигналы:
– вытянутая левая рука либо правая рука, согнутая в локте и направленная вверх – поворот налево;
–вытянутая правая рука или левая рука, изогнутая в локтевом суставе и направленная вверх — поворот направо;
–поднятая рука (любая) – остановка.
Важные предосторожности для безопасного передвижения детей на велосипеде:
– Во время движения нельзя слушать плеер и, тем более, разговаривать по телефону;
– внимательно следить за происходящим вокруг: движение транспорта, пешеходов, возможные помехи и препятствия;
– всегда учитывать: скорость, опыт вождения, качество дорожного покрытия;
– уметь и быть готовым резко тормозить.
Особенно это актуально, когда ребенок или подросток не обладает достаточным мастерством езды на детском велосипеде.
Езда в дождь
Влага ухудшает техническое состояние велотранспорта и снижает срок службы деталей, потому поездок в дождь лучше избегать.
Проверка готовности транспортного средства к движению – часть правил безопасного движения ребенка на велосипеде
Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов:
– Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.
– При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами: впереди – фарой белого цвета, сзади – фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон – световозвращателем оранжевого или красного цвета.
Правила: Безопасность пассажира
Все дети в салоне автомобиля обязаны быть пристегнуты или передвигаться в детском удерживающем устройстве. До 12 лет запрещается ехать в качестве пассажира на переднем сидении автомобиля без детского удерживающего устройства. Во время движения автомобиля запрещено открывать двери, высовывать в окно голову или руки, выбрасывать мусор и отвлекать водителя.
Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).
Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая другим пассажирам.
Войдя в салон транспортного средства, необходимо обратить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.
При отсутствии свободных мест для сидения, можно стоять в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальное устройство.
Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.
Передвигаться по салону в общественном транспорте рекомендуется только при его полной остановке.
Каковы основные правила для пассажира?
Садиться в легковой автомобиль можно только с тротуара или обочины. Пристёгиваться ремнями безопасности должны не только водители, но и пассажиры на переднем и задних сиденьях автомобиля.
Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности должна осуществляться с использованием: детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка – возрасте до 5 лет; детских удерживающих устройств соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, - в возрасте от 5 до 12 лет; при этом допускается перевозить детей в возрасте до 12 лет без использования указанных устройств в случаях, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобили такси.
Не пристёгнутые ремнями безопасности водитель и пассажиры в случае дорожно-транспортного происшествия подвергают себя риску получения серьёзных телесных повреждений и даже смерти.
Пассажиры на задних сидениях, не пристёгнутые ремнями безопасности, рискуют погибнуть или получить серьёзные травмы в 3 раза чаще по сравнению с пристёгнутыми пассажирами.
Ребята, помните, Ваша жизнь – в Ваших руках. Поэтому будьте всегда внимательны и осторожны на дорогах. Соблюдайте Правила дорожного движения!
УГИА УВД БРЕСТСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
О профилактике детского травматизма
Профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного, бытового, школьного, спортивного и других видов, а также предупреждению различных проявлений жестокости и насилия в детском возрасте в последние годы уделяется большое внимание. С учетом актуальности данной проблемы, в резолюциях Всемирной ассамблеи здравоохранения подчеркивается важность подхода к профилактике травматизма с позиции общественного здравоохранения, государства призываются к принятию необходимых мер, а дети выделяются как одна из основных целевых групп для вмешательства. Ежегодно в Беларуси травмы получают более 750 тысяч жителей, из них около 150 тысяч или около 20% – это дети и подростки в возрасте до 18 лет.
С 2014 по 2022 годы случаи травм, отравлений и других воздействий внешних причин в Брестской области уменьшились на 6,6 % с 56,09 случаев травмирования на 1000 населения в 2014 году до 52,4 случая на 1000 населения в 2021 году. Одновременно отмечается снижение инвалидности и смертности от внешних причин: 35 погибших детей от внешних причин в 2014 году, 20 погибших детей – в 2020 году, 18 случаев смерти от травм в 2021 году – все дети старше 1 года. За 9 месяцев 2022 года от внешних причин погибло 9 детей, за 9 месяцев 2021 года от внешних причин погибло 18 детей, за аналогичный период 2020 года –17 детей.
По обстоятельствам смерти в 2021 году: 5 падений с высоты, 4 утопления в водоеме, 4 повешения, 2 смерти от множественных травм, полученных в ДТП, 1 случай смерти от ожогов и в 2 случаях обстоятельства получения устанавливаются. По данным областного управления статистики, показатель детской смертности за 9 месяцев 2022 года по Брестской области составил 20,5 на 100 тысяч детского населения, в 2021 году – 28,0. Всего умерло в возрасте от 0 до 17 лет – 45 детей, из них 20 детей – до 1 года (2021 год – 62 и 22 соответственно). В структуре смертности от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин за 9 месяцев 2022 года умерло 9 детей, из них 2 ребенка – до 1 года (в 2021 году – 15 детей старше 1 года). За 9 месяцев 2022 года от множественных травм погибло 3 детей; от поражения техническим током – 2 детей, по 1 ребенку от отравления окисью углерода, ожоговой болезни, в результате повешения и получения открытой черепно-мозговой травмы. Гибель детей от внешних причин в 2022 году в регионах: по 2 ребенка г. Бресте и Ивацевичском районе; по 1 случаю смерти в Березовском, Кобринском, Барановичском, Ляховичском и Каменецком районах.
В структуре первичной заболеваемости травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин устойчиво занимают второе место: 4-6 % – в возрасте от 0 до 18 лет, 9 % – в возрасте 10-14 лет и 10 % и более – у юношей 15-17 лет.
Согласно ведомственной отчетности № 25 «О числе травм, несчастных случаев и отравлений», заболеваемость по классу травм среди детей в возрасте от 0 до 17 лет за 9 месяцев 2022 года по области увеличилась на 2,7 % и составила 54 ‰ на 1000 детского населения (2021 – 52,4 ‰).
По области поражения травмы распределяются следующим образом: первое место из года в год занимают травмы конечностей – 8147 случаев или 51,3% (2021 год – 55,5%), вывихи и растяжения на втором месте – 2390 случаев или 15,0% (2021 год – 12,5%), на третьем месте – открытые раны, травмы кровеносных сосудов – 2279 случаев или 14,3% (2021 год – 9,3%), травма головы и шеи на четвертом месте – 2215 случая или 13,9% (2021 год – 17,5%). Далее идут множественные травмы – 287 случаев или 1,8% (2021 год – 0,99 %), термические и химические ожоги – 280 случаев или 1,76 % (2021 год – 2,18 %), последствия травм и отравлений – 51 или 0,32 % (2021 год – 0,42 %), отравление лекарственными средствами – 49 или 0,3 % (2021 год – 0,38 %).
При анализе ведомственной отчетности, где травма делится по видам, необходимо отметить, что наибольший процент травм традиционно дети получают в быту. Так, за 9 месяцев 2022 бытовая травма составила 10808 случаев или 68 % от всех травм (2021 год – 69,5 %), на втором месте расположись уличные травмы – 4203 случая – 26,4 % (2021 год – 26,2 %), спортивная травма составила 269 случаев или 1,69 % (2021 год – 1,42 %), школьный травматизм – 135 случаев или 0,85% (2021 год – 0,77 %), транспортная травма – 44 случая или 0,27 % (2021 год – 0,3 %), связанная с производством – 0 % (2021 год – 0%), прочие травмы – 400 случаев или 2,5 % (2021 год – 1,43%), насильственные травмы – 30 случаев или 0,19 % (2021 год – 0,3 %).
Основные направления работы по профилактике детского травматизма как наиболее перспективные.
1. С целью снижения дорожно-транспортного травматизма к наиболее эффективным мероприятиям следует отнести использование детских автомобильных кресел и ремней безопасности (в том числе, на задних сидениях), ограничение скорости в населенных пунктах (ВОЗ считает оптимальной скорость до 50 км/час, а около детских учреждений снижение ее до 30 км/час). Необходимо ужесточить ответственность водителей за нахождение за рулем в нетрезвом состоянии, а также запретить перевозить детей водителям с небольшим стажем вождения. Проводить информационную работу по правилам безопасности при использовании велосипедов и средств индивидуальной мобильности, регламентировать использование защитных приспособлений при их использовании.
2. Усиление контроля за купанием детей. Запрет на купание в необорудованных местах и без присмотра взрослых. Следует проводить обучение детей плаванию, ввести принятое во многих европейских странах понятие «компетентный пловец» (уметь проплыть 200 метров, а последние 50 метров – на спине) и стремиться научить этому каждого выпускника средней школы.
3. Распространение автономных пожарных извещателей, особенно в неблагополучных и многодетных семьях. Необходимо проводить регулярные обходы домовладений с печным отоплением, где проживают семьи с детьми.
4. Обеспечение постоянной работы модельных центров по профилактике травматизма, создание травмобезопасной бытовой среды для ребенка.
5. Профилактика отравлений. Сильнодействующие лекарственные средства должны выпускаться в специальной упаковке. Хранить лекарства и ядовитые препараты нужно обязательно в недоступном для детей месте. Организовать в каждом регионе детские токсикологические центры.
6. Обязать ЖЭСы оборудовать дворовые площадки и следить за их состоянием. В зимнее время проводить работу по предупреждению гололедных травм.
7. В законодательстве ввести статью об ответственности родителей за своих несовершеннолетних детей, особое внимание обратить на насилие и жестокое обращение, а также оставление детей одних без присмотра (до 12 лет).
8. Профилактика суицидов – выполнение слаженной работы участников плана межведомственного взаимодействия по профилактике травматизма, своевременное выявление критериев риска.
Детский травматизм может и должен быть предотвращен, благодаря организованным совместным усилиям общества. Для этого требуется постоянная поддержка на всех уровнях государственного управления и общества, выделение ресурсов, создание организационно-кадрового потенциала и формирование системы программных целей и принципов, к реализации которых необходимо привлечение многих заинтересованных партнеров.
Фликер - стань заметней в темноте!
Дорогие ребята, если вы будете соблюдать правила дорожного движения, то останетесь целыми и невредимыми.
Постарайтесь запомнить самые простые истины:
- Ходить нужно по тротуару, а не по проезжей части улицы.
- Переходить проезжую часть только в установленном месте (даже если вы очень торопитесь).
- Правильно переходить проезжую часть после выхода из общественного транспорта.
- Ни в коем случае не перебегать дорогу перед идущим транспортом.
- Нельзя играть на проезжей части или близко от нее. Любая дорога не прощает ошибок.
На перекрестках со светофорами переходите улицу только на «зеленый свет». Но даже на «зеленый свет» никогда не идите сразу, сначала убедитесь, что машины остановились.
Если страшно переходить одному, попросите кого-нибудь из взрослых перевести вас или дождитесь, пока взрослый станет переходить дорогу, и идите рядом с ним.
При переходе дороги будьте предельно внимательны, прекратите разговоры с друзьями и, главное, не перебегайте, не глядя на дорогу, не суетитесь, переходите дорогу спокойно.
Вечером видимость на дорогах ухудшается. Чтобы водители издалека вас увидели, прикрепите на свою одежду, на школьный портфель светоотражающие значки, фликеры.
Фликер – это светоотражающий элемент, который делает пешехода заметным для водителя на темной дороге. В Великобритании, Эстонии, Франции, Норвегии, Беларуси приняты законы об обязательном ношении световозвращающих элементов при переходе дороги в темное время суток.
Исследование показало, что использование пешеходного светоотражателя уменьшает риск наезда на пешеходов в темное время суток на 85%. В свете фар водители автомобилей обнаруживают пешехода, имеющего отражатели на одежде, обуви или рюкзаке.
ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
При выходе из дома:
- Если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.
- При движении по тротуару:
- Придерживайтесь правой стороны тротуара;
- Не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- Маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку;
- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;
- Разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
- Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару.
- При движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания взрослых, сопровождающих детей.
Готовясь перейти дорогу:
- Остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- Привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- Учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- Не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
- Неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части:
- Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках - по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется.
- Идите только на зеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта.
- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни;
- Не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- Не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;
- Не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;
- Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- Не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
- При переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.
- При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси):
- Выходите впереди ребенка; маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- Подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- Не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- Научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть.
При ожидании общественного транспорта:
- Стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.
При движении автомобиля:
- Приучайте детей младшего школьного возраста сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен;
- Не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;
- Ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка;
- Не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра;
- Ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.
При поездке в общественном транспорте:
- Приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара;
- Объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.
Правила езды на велосипеде
Теплое время года и солнечная погода способствуют появлению на улицах маленьких велосипедистов. Веселое и полезное занятие переплетается с риском травм, ушибов и других неприятностей. Поэтому очень важно подобрать ребенку правильную экипировку и научить правилам езды.
Катание на велосипеде является хорошим тренажером для всего тела. Данный вид развлечения укрепляет сердце, сосуды, способствует профилактике заболеваний спины, улучшает осанку, укрепляет физическую форму организма. Но самое главное, что крутя педали, ребенок получает массу позитивных эмоций.
Стоит учитывать, что даже на маленьких участников транспортного движения распространяются соответствующие правила и ограничения при катании на велосипеде. Родителям стоит в доступной форме рассказать о них ребенку, объяснить непонятные нюансы и проследить за исполнением этих требований.
Рекомендуем вам ознакомиться с основными правилами езды на велосипеде для детей, которые помогут обезопасить ребенка и окружающих его людей.
Правила езды на велосипеде для детей
1. Родителям стоит проследить за наличием звукового сигнала и световозвращателей на велосипеде. В правилах дорожного движения указано, что спереди двухколесный транспорт необходимо оснастить белым катафотом, по бокам – оранжевым, сзади – красным.
2. Для безопасного передвижения в темноте или при других условиях плохой видимости обязательным является наличие фонаря или специальной велосипедной фары.
3. Важно учитывать возрастные ограничения при езде на велосипеде. Под родительским контролем малыши до 7 лет могут кататься по тротуарам. Старшим детям до 13 лет дозволяется движение по отведенным велосипедным дорожкам и паркам. С 14-летнего возраста ребенок может сам передвигаться на велосипеде по автодорогам.
4. Если юный велосипедист будет ездить по проезжей части, разумно установить на детские велосипеды зеркала заднего вида и задний красный мигающий сигнал.
5. Движение по проезжей части разрешаться в крайней правой полосе и обочине, не создавая препятствий и помех для пешеходов. Ездить можно только в один ряд. Но если есть специальные дорожки, отведенные для велосипедистов, то стоит воспользоваться ими.
6. Двигаясь по автодороге, велосипедист должен предупреждать о своих дальнейших маневрах водителей и других участников дорожного движения. Поворачивая нужно вытянуть руку в сторону желаемого направления (налево – левая вытянутая рука, направо – правая вытянутая рука). Левую руку поднимают вертикально перед остановкой велосипедиста на месте.
7. Для обеспечения безопасности пешеходов и вашего ребенка, научите его основным правилам ПДД для велосипедистов:
- Любые повороты велосипедистов, которые требую пересечения двух и более полос автодороги, строго запрещаются правилами дорожного движения.
- Нельзя пересекать дорогу на велосипеде, стоит спешиться и только потом перейти по зебре или другим переходам.
- Выезжая из придомовой территории нужно уступить транспортным средствам, движущимся по проезжей части.
- Люди, переходящие выезд из придомовой территории, имеют преимущество перед велосипедистами, им нужно уступать дорогу.
- Нельзя осуществлять движение на красный свет светофора.
- Необходимо уступать дорогу людям, пересекающим проезжую часть по переходу.
8. Среди правил дорожного движения для велосипедистов выделяют следующие нюансы: во время езды нельзя держаться за другой транспорт, отпускать руль или снимать ноги с педалей, запрещается разговор по мобильному без гарнитуры, нельзя перевозить других пассажиров на велосипеде.
9. Обязательно перед ездой осмотрите велосипед на исправность тормозов, звукового сигнала, световозвращателей и др. Не стоит отправлять ребенка кататься на неисправном транспорте. В дальнейшем пускай дети сами следят за техническим состоянием велосипеда.
10. В ПДД не указано обязательное наличие защитных средств, например, шлема. Но на практике они могут уберечь ребенка от множества опасных для жизни моментов при езде, ударов при падении и других неприятностях.
С самого детства, покупая малышу велосипед, учите его быть внимательным и ответственным участником дорожного движения. Объясняйте правила и рассказывайте, зачем они нужны. Обезопасив ребенка правильной экипировкой, исправным транспортом и знаниями, вы не будете переживать, а ребенок сможет в полной мере насладиться прогулкой.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТООТРАЖАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ
Пешеходы – это самая незащищённая категория участников движения, особенно в темное время. Каждый тринадцатый пострадавший в ДТП – это ребёнок. Поэтому родителям следует позаботиться о дополнительных мерах безопасности. В тех странах, где использование световозвращающих на детской одежде введено в обязательном порядке, детский травматизм на дорогах снизился в 6 – 8 раз. Это очень важное достижение.
Фликер – не просто блестящий значок, делающий пешехода заметным. Он формирует определённую психологию, призывающую человека быть осторожным. Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля «выхватывают» пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во много раз.
Цвет одежды тоже влияет на безопасность. Для пешехода очень важно быть (видным). И не все родители это понимают, выбирая (практичные) тёмные тона. А ведь это делает пешехода практически незаметным, особенно в пасмурную погоду, в сумерки. И большинство наездов транспорта на пешеходов происходят именно из-за действий такого пешехода-невидимки, происходят столкновения транспорта или наезды его на различные препятствия. Применение световозвращателей (катафотов) пешеходами более чем в 6,5 раз снижает риск наезда транспортного средства на пешехода в тёмное время суток. При движении с ближним светом фар водитель замечает пешехода со световозвращающим элементом с расстояния 130 – 140 метров, когда без него – в лучшем случае с расстояния 25 – 40 метров. При движении с дальним светом он заметит пешехода на расстоянии до 400 метров.
Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке. На первый взгляд световозвращатель выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз! Световозвращатель не боится ни влаги, ни мороза – носить его можно в любую погоду.
Виды светоотражающих элементов
Световозвращающий элемент – изделие, не являющееся предметом одежды и используемое в качестве вспомогательного средства для обеспечения видимости человека.
Подвешиваемый световозвращатель (подвеска) – изделие, подвешиваемое на одежду или часть тела, которое при необходимости можно легко подвешивать и снимать.
Съемный световозвращатель (значок) – изделие, временно прикрепляемое к одежде или надеваемое на какую-либо часть тела и снимаемое без помощи инструментов.
Несъемное световозвращающее изделие (наклейки) – изделие, предназначенное быть постоянно закрепленным.
Гибкое световозвращающее изделие (браслет) – изделие, способное наматываться на стержень в любом направлении без видимой деформации.
Площадь световозвращающего элемента должна составлять не менее 15 – 50 квадратных сантиметров.
Как правильно носить?
Световозвращающие элементы нужно прикрепить к верхней одежде, рюкзакам, сумкам, велосипедам, роликам или детским коляскам таким образом, чтобы при переходе или движении по проезжей части на них попадал свет фар автомобилей. Рекомендуется закреплять световозвращатели с двух сторон объекта, чтобы световозвращатель оставался видимым во всех направлениях к приближающимся. Теперь о требованиях к световозвращателям: в ПДД таких требований нет. Ни по цвету, ни по форме, ни по размеру, ни по месту размещения. Главное, чтобы световозвращающие элементы присутствовали и были видны водителям.
Уважаемые родители! Приучайте себя и своих детей пользоваться доступными средствами безопасности. Научите ребенка привычке соблюдать Правила дорожного движения. Побеспокойтесь о том, чтобы Ваш ребенок «засветился» на дороге. Примите меры к тому, чтобы на одежде у ребенка были светоотражающие элементы, делающие его очень заметным на дороге. Помните - в темной одежде маленького пешехода просто не видно водителю, а значит, есть опасность наезда.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ДАВАЙТЕ ОБЕЗОПАСИМ САМОЕ ДОРОГОЕ, ЧТО ЕСТЬ У НАС В ЖИЗНИ – НАШЕ БУДУЩЕЕ, НАШИХ ДЕТЕЙ! БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ – ОБЯЗАННОСТЬ ВЗРОСЛЫХ! СВЕТООТРАЖАТЕЛИ СОХРАНЯТ ЖИЗНЬ!