Яндекс.Метрика

Маршруты выходного дня

Маршрут выходного дня "Гребной канал"

Ссылка для скачивания содержания маршрута

Ссылка для скачивания буклета

Ссылка для скачивания буклета*

Рекомендуемый возраст ребенка: от 4 до 7 лет

Вид маршрута: пеший

Продолжительность по времени: 2-3 часа

Актуальность маршрута

Ни для кого не секрет, что игры на свежем воздухе не только приносят детям радость, но и полезны для здоровья. К тому же такого рода прогулки, совместный активный отдых родителей и детей – это проявление общих взглядов, доверия, взаимопонимания. Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье.

В нашем городе есть достаточное количество открытых площадок, на которых можно проводить время весело и активно, при этом занимаясь спортом. Предлагаем провести выходной день гуляя по гребному каналу.

Содержание маршрута

До прогулки познакомьте ребенка с маршрутом. Предложите вместе собрать необходимые для прогулки вещи (фотоаппарат, телефон, питьевую воду, головные уборы, мяч).

Напомните ребенку правила дорожного движения для пешеходов, т.к. маршрут проходит через проезжую часть.

  

  

 

По пути следования объясните ребенку, что нельзя бросать камешки, бумажки, палочки и другой мусор.

Далее, уточните у ребенка, что он знает про здоровый образ жизни? Чем полезен спорт. В какой одежде и обуви необходимо заниматься спортом.

Спросите, знает ли ваш ребенок, кто такой спортсмен и как им стать. Какие виды спорта знает ваш ребенок?

Расскажите ребенку, что здоровый образ жизни - это образ жизни человека, который позволяет ему укреплять своё здоровье, чтобы быть сильным и крепким. Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила личной гигиены и режим дня, правильно питаться и заниматься спортом.

 Спорт - неотъемлемая часть жизни здорового человека, который заботится о своем будущем. Заниматься спортом, необходимо в удобной одежде и обуви – футболка, шорты и кроссовки. - это человек, который соревнуется в одном или нескольких видах спорта, связанных с физической силой, скоростью или выносливостью. Для того, чтобы стать спортсменом нужно заниматься спортом, выполнять упражнения на открытом воздухе, правильно питаться.

 

Прочтите ребенку стихотворение про спорт:

Спорт – это жизнь, а не игра! Спорт – распорядок дня с утра! Спорт – дисциплина, тяжкий труд! Это праздник и триумф! Ты должен добежать, И все высоты взять, В спорте слабых не бывает, Сила воли побеждает.

По дороге к гребному каналу, обратите внимание ребенка на погоду.

Вспомните с ребенком пословицы и поговорки о спорте и здоровье:

- «Кто любит спорт, тот здоров и бодр»

-« Если хочешь быть здоровым — закаляйся!»

- «Кто спортом занимается, тот силы набирается»

- «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»

Предложите ребенку рассмотреть картинки и назвать изображенные виды спорта:

Зимние

Биатлон

Биатлон – зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки из положения лежа и стоя на огневых рубежах

Фигурное катание на коньках

Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку

Хоккей

Две команды, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить ее наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои

Лыжные гонки

Лыжные гонки — циклический зимний вид спорта, в котором соревнуются в скорости прохождения дистанции по специально подготовленной снежной трассе с использованием беговых лыж и лыжных палок

Сноуборд

Сноубординг — вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде — сноуборде
Летние

Бадминтон

Игровой вид спорта, в котором игроки располагаются на противоположных сторонах разделенной на две части площадки (корта) определенного размера и перекидывают волан через сетку ударами ракеток, стремясь выиграть матч

Велоспорт

Шоссейная велогонка — вид велосипедной гонки, проводящейся на шоссе и дорогах с хорошим покрытием на больших скоростях, на большие расстояния. В каждой гонке могут участвовать не более 200 спортсменов. Велотрек — это гонка на искусственном треке по кругу

Гребной спорт

Гребной спорт — циклический вид спорта, гонки по воде. Один, два, четыре или восемь гребца в экипаже проходят дистанцию в лодках, находясь спиной по ходу движения (в отличие от гребли на байдарках и каноэ)

Легкая атлетика

Легкая атлетика — олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метания

Плавание

Плавание — вид спорта, заключающийся в преодолении определенным стилем соревновательной дистанции от 50 до 1500 м в бассейне или на открытой воде

 

Расскажите ребенку про брестский гребной канал:

« 25 мая 2007 года состоялось открытие спортивного комплекса – Брестский областной центр олимпийского резерва по гребле. Брестский гребной канал - уникальное природное сооружение, визитная карточка города. Он расположен в центре города. Объект представляет собой многофункциональный спортивно-зрелищный комплекс, который состоит из трех блоков.

Первый ("А") включает в себя:

  • судейско-административный корпус,
  • финишную вышку,
  • просторный конференц-зал на 196 мест,
  • уютное кафе «Чайка»,
  • информационный центр
  • пресс-центр.   

Открытая площадка с трибунами для зрителей на 761 место и VIP -трибуной на 27 мест соединена смотровыми балконами с судейской (финишной) вышкой, оснащенной электронной системой "старт-финиш".

  Второй блок ("Б") представлен гостиницей на 100 мест, из них 20 мест – повышенной комфортности и 80 стандартных мест. Имеется просторная круглосуточная охраняемая стоянка на 182 места и ночная парковка для легкового автотранспорта и автобусов.   

Третий блок ("В") включает в себя 2 гребных бассейна, физкультурно-восстановительный корпус, 3 тренажерных зала, зал по фитнесу, плавательный бассейн (длина - 25 м, ширина -11,5м, 4 дорожки, глубина от 1,70 м, до 1,95м). В блок входят также медицинский центр, сауны, массажные кабинеты, которые отвечают всем запросам посетителей.

Отдельно, на обводном канале, расположен блок  для хранения лодок, оборудованы причалы. Всего 8 основных и 2 резервных бокса для хранения 400 лодок. По периметру канала построена лыжероллерная трасса (длина – 5 км, ширина - 4,5 м), созданы все условия для активного отдыха.    

По периметру канала построена лыжероллерная трасса (длина – 5 км, ширина - 4,5 м).

На базе центра проходят подготовку к чемпионатам мира и Европы национальные команды по академической гребле и гребле на байдарках и каноэ, проводятся соревнования различного уровня.

 

Предложите ребенку поиграть в игру «Один-много»

Цель: образование существительных множественного числа в родительном падеже.

Спортсмен – много спортсменов, упражнение – упражнений, форма – форм, победитель – победителей, чемпион – чемпионов, лыжница – лыжниц, лыжник – лыжников, пловчиха – пловчих, боксер – боксеров, хоккеист – хоккеистов, велосипедист – велосипедистов и т.п.

 

Подойдя к памятнику гребле, расскажите ребенку про байдарки и каноэ, их отличиях:

Байдарка

Лодка, в которой спортсмен сидит лицом вперед и гребет двухлопастным веслом с обеих сторон. Спортсмен сидит на специальном сидении (сляйде), расположив ступни на упоре внутри лодки (подножке). В конструкции байдарки предусмотрен руль, расположенный под кормой лодки. Поворот руля спортсмен управляет ступнями при помощи специальной планки, расположенной в прорези подножки. В экипажных лодках (двойках, четверках) рулем управляет спортсмен, сидящий впереди (загребной).

Каноэ

Лодка, в которой спортсмен стоит на одном колене лицом вперед и гребет однолопастным веслом с одной стороны. Колено опорной ноги спортсмена располагается на специальной опоре (подушке). Конструкция лодки не предусматривает наличие руля. Спортсмен направляет лодку при помощи специального движения (подруливания).

Расскажите ребенку, какие соревнования проводятся на гребном канале:

  • Республиканский чемпионат по академической гребли
  • Республиканские соревнования по гребле академической среди юниоров
  • Республиканские соревнования по триалтону (Триалтон - это плавание, велогонка и бег. Без остановок и пауз. Дистанция зависит от возрастной категории. )
  • Областные соревнования по гребле на байдарках и каноэ.

Уточните у ребенка знает ли он, кто такие юниоры? (Юниор – это  участник юношеских спортивных соревнований, как правило, в возрасте 19—22 лет, в некоторых видах спорта 14—18 лет)

Поиграйте с ребенком в подвижные игры:

Игровое упражнение «Наперегонки».

Доставьте своему ребенку радость, пробегите с ним отрезок дорожки наперегонки!

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА»

Цель. Развивать координацию движений, ловкость.

Ход. Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Ребенок  выполняет их в определённой последовательности.

  1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.
  2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
  3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.
  4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
  5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя руками.
  6. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
  7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.
  8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.

Расскажите ребенку про лучших спортсменов в гребле:

1.Бичик Юлия

Двукратный призер Олимпийских игр и трехкратная чемпионка мира, чемпионка Европы ( академическая гребля)

2.Карстен Екатерина

Двукратная олимпийская чемпионка (академическая гребля)

3.Юреня Олег

Двукратный чемпион Европы (гребля на байдарках и каноэ)

 

Поинтересуйтесь у ребенка, какими качествами необходимо обладать, чтобы стать спортсменами?

Объясните ребенку, что такое Олимпийские игры.

Олимпийские игры – это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводят раз в 4 года при поддержки Международного олимпийского комитета (МОК). Медаль, завоёванная на Олимпийских играх, считается одним из наивысших достижений в спорте.

Главный атрибут олимпийских игр – это Олимпийский флаг. Он представляет собой белое шёлковое полотнище с вышитыми на нём пятью переплетёнными кольцами голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Каждое из пяти колец означает один из континентов:

    кольцо синего цвета — символ Европы,

    черный — Африки,

    красный — Америки,

    желтый — Азии,

    зеленое кольцо — это символ Австралии.

А то, что кольца переплетаются между собой, означает единство и дружбу людей на всех этих континентах, несмотря на разный цвет кожи.

Сообщите ребенку, что в зимнее время на территории комплекса укатывается трасса для катания по ней на лыжах. Для ее изготовления используется как естественный снег, так и искусственный, который создается при помощи снеговых пушек. Это помогает сохранить трассу в хорошем состоянии при температуре до +5оС.  По доступным ценам можно взять на прокат лыжи и получить удовольствие и много положительных эмоций.

Круглогодично работает пункт проката спортинвентаря, такого как:

Велосипеды

Самокаты

Ролики

Лыжероллеры

https://rowingbrest.by/index.php/nashi-uslugi/lyzhnaya-trassa-na-grebnom-kanale

Также, в здании спортивного комплекса, осуществляется прокат столов для игры в теннис (на первом этаже физкультурно-оздоровительного корпуса).

Обратите внимание, что на территории комплекса есть площадка с тренажерами. Под навесом разместили несколько тренажеров для поддержания в тонусе различных групп мышц. Инвентарь в открытом доступе. Здесь могут укреплять здоровье как профессиональные спортсмены, так и посетители гребного канала.

Напомните ребенку, о правилах поведения на тренажерах.

Предложите ребенку позаниматься на тренажерах. Спросите, как он думает, почему человеку нужно заниматься спортом? (занятия спортом укрепляют здоровье, развивают физические качества, закаливается организм)

Обратите внимание ребенка на трибуны, на которых во время проведения соревнований располагаются болельщики. Трибуна – это специальная конструкция в виде расположенных друг за другом на разной высоте скамеек для зрителей.

Предложите ребенку поиграть в словесную игру:

«Назови спортсмена» 

Цель: Закреплять знания детей о спорте и о спортсменах. Развивать речь детей.

Футболом занимается … футболист.

Гимнастикой занимается … гимнаст.

Биатлоном занимается... биатлонист.

Баскетболом занимается … баскетболист.

Теннисом занимается … теннисист.

Гольфом занимается...гольфист.

Волейболом занимается … волейболист.

Плаваньем занимается … пловец.

Боксом занимается … боксер.

Легкой атлетикой занимается … легкоатлет.

Шахматами занимается … шахматист.

Фехтованием занимается... фехтовальщик.

Хоккеем занимается … хоккеист.

Борьбой занимается … борец.

Велоспортом занимается … велосипедист

После прогулки рекомендуем:

побеседуйте с ребёнком об увиденном, спросите, что ему больше всего запомнилось, понравилось; уточните и закрепите представления об увиденном, ответьте на возникшие вопросы;

  • предложите ребенку сделать вместе оригами «Кораблик»
  • сделайте аппликацию «Олимпийские кольца»
  • поиграйте в подвижные игры « Поймай мяч»
  • прочтите стихотворение о спорте
  • сделайте фотографии на память

Приятной прогулки!

свернуть

Маршрут выходного дня «Часы города Бреста»

Маршрут выходного дня "Городской парк культуры и отдыха"

Маршрут выходного дня «Обелиск воинам Великой Отечественной войны»

Маршрут выходного дня для детей и родителей – Историко-археологический музей «Берестье»

  • Вид маршрута: пеший.
  • Возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.
  • Общее расстояние от Детского сада до музея «Берестье»: 8300 метров.
  • Продолжительность по времени: 2-3 часа (в зависимости от погодных условий и настроения ребёнка).
  • По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.
  • Опасные участки по ходу маршрута определены и зафиксированы на карте;
  • Переход проезжей части;
  • Переход перекрёстка;
  • Движение вдоль проезжей части.

     Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту:

  • Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о музее «Берестье»

     Расскажите ребёнку что «Бере́стье» (белор. Бярэсце) — уникальный археологический музей в городе Бресте (Беларусь). Расположен на мысе, образуемом рекой западный буг и левым рукавом реки Мухавец, на территории Волынского укрепления Брестской крепости. Музей был открыт 2 марта 1968 года на месте археологических раскопок , проводившихся с 1968 года под руководством доктора исторических наук П.Ф Лысенко

     Уникальность музея заключается в том, что в его основе – остатки городища древнего Бреста. При раскопках в этом месте были выявлены десятки деревянных построек XI–XIII веков, в том числе уличные мостовые, ограждения и многочисленные предметы материальной культуры того времени.

     Общая площадь раскопок составила 1800 квадратных метров, но на одном небольшом участке построек сохранилось особенно много. В итоге они были законсервированы, и сегодня посетители музея могут увидеть 28 жилых и хозяйственных бревенчатых строений XIII века в том же виде, в каком их обнаружили археологи.

     Всего в музее представлено 43 тысячи экспонатов. Вокруг вскрытого городища на стендах и в витринах размещены многочисленные археологические находки, сделанные во время раскопок. Это изделия из металла, стекла, дерева, глины и другие предметы, рассказывающие о жизненном укладе древних брестчан, живших много столетий назад.

  • Поинтересуйтесь у ребёнка откуда пошло название «Берестье»?

     Согласно легенде название «Берестье» связано с березовой корой – берестой. По преданию, богатый купец, обосновался здесь с дружиной. Проезжая с товаром, он замостил болото березовыми бревнами, построил капище Велесу и назвал это место Берестенем (Берестем).

  • Спросите у ребёнка что значит слово «Брест»?

     Древнее название Бреста — Берестье. Согласно наиболее известной версии, название города происходит от слова «береста» (наружный слой коры берёзы), а современная форма Брест, вероятно, уже искусственно — от слова «берест».

  • Расскажите ребёнку как менялось название Бреста.

     Первоначальное название города было: Берестье, позже менялось и не раз – в летописях встречалось название Берестий, а среди жителей бытовало название Берест, в XVII- начале XX века город назывался Брест-Литовск, затем Брест-над-Бугом и только с сентября 1939 года носит название Брест. История Бреста, или Берестья (первое название города) начинается в 1019 году, первое обнаруженное упоминание в «Повести временных лет». Это было крупное, хорошо укрепленное поселение. Здесь жили берестяне.

Ход экскурсии

     Заходя в здание музея мы попадаем в прошлое (в XI век ).

  • Спросите у ребёнка знает ли от как жили наши предки?

     Обратите внимание детей на кучность домов и построек, а так же их небольшие размеры. Это вполне обьяснимо – территория городков обносилать стеной (частоколом) для защиты от врагов, так что приходилость на ограниченной территории размещать всех житилей. И ёще судя по размерам домов, мы с тех пор сильно подросли. Нам пришлось бы в таком доме ходить согнувшись. Так как средний рост древнего славянина составлял около 170 сантиметров (у мужчины – чуть выше, у женщины – чуть ниже этой отметки), а размер обуви у славянских мужчин был чаще всего равен современному 44-му.

  • Поинтересуйтесь у ребёнка почему в музее так холодно?

     В здании музея поддерживается определённая температура и влажность, для сохранения раскопок и экспонатов.

  •      Предложите ребёнку порассуждать,  как жили люди задолго до нас именно в этом месте.

     Земледелие и скотоводство имели особое значение в экономике города того времени, как раз эти отрасли и помогали людям прокормиться. Люди также выращивали рожь, пшеницу, овес, огурцы, морковь, лук и другие овощи. Среди раскопок были найдены сельскохозяйственные культуры и земледельческие орудия. Также при раскопках были найдены предметы быта: хозяйственные орудия, женские украшения, изделия из выделанной кожи. Среди находок - остатки бондарной посуды, точеные чаши и миски, веретена, лопаты, различные тяги, гребни из самшита и местных пород дерева, каменная литейная формочка ремесленника-ювелира для отливки украшений из бронзы. В раскопе сохранилось много крестьянских орудий: железный сошник, коса и многое другое.

     Музей «Берестье» это отличное место чтобы вживую ознакомиться с историей, где можно увидеть настоящую археологическую реконструкцию древнего славянского поселения, которое с веками превратилось в современный город!!!

  • После обзорной экскурсии в музее «Берестье» можно прогуляться по Брестской крепости: монумент «Мужество», площадь церемониалов и братская могила, скульптура «Жажда», памятник Героям границы, одним из главных элементов мемориала является стометровый обелиск в форме четырехгранного штыка русской винтовки системы Мосина (трёхлинейки), символизирующий победу над врагом, вечную славу героическим защитникам крепости. Это сложное инженерное сооружение высотой 104,5 м, весом 620 т.
  • Будет уместным рассказать ребёнку о вечном огне: рядом с руинами Инженерного управления – пламя Вечного огня.    Его факел в виде небольшой квадратной плиты с углублённым в ней рельефным изображением пятиконечной звезды расположен в центре заглублённой площадки, вымощенной красными гранитными плитами. На площадке – надпись литыми бронзовыми буквами: «Стояли насмерть // Слава героям».

     Здесь несут ежедневно почётную вахту юнармейцы Поста Памяти, созданного в 1972 г. Смена караула происходит через 20 минут.

  • Во время следования по маршруту можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.
  • Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться.

Игры и игровые упражнения,

в которые можно поиграть с ребёнком на маршруте, дома

Заучивание стихотворения

«Городские дома»

     Дома городские

     Большие и важные:

     Многооконные,

     Многоэтажные.

     Есть в новостройках

     Дома – близнецы.

     В старых районах

     Увидишь дворцы,

     Зданья музеев,

     Театров, соборов,

     Просто жилые, приятные взору.

 

Дидактическая игра

(на сообразительность, мышление, речевую активность)

«Какой дом»

Бросая  мяч ребенку, который ловит его, называя:

- Дом из 2 этажей (какой) - …. (двухэтажный) .

- Дом из 3 этажей (какой) - (трехэтажный)

- Дом из 5 этажей (какой) - (пятиэтажный)

- Дом из 9 этажей (какой) - ….

- Дом из 12 этажей (какой) - ….

- Дом из дерева (какой) - …. (деревянный) .

- Дом из кирпича (какой) - (кирпичный)

 

Стихотворение, которое можно почитать

ребёнку или заучить с ним дома

                                                

 «Берестье»

Помашет березка последним листочком.

И клин журавлиный умчится на юг.

Порадует сад нас осенним  цветочком.

Но все же уныло, тоскливо  вокруг.

А я догоняю ушедшее лето:

Я села на поезд  и мчусь в Беларусь.

Туда, где земля ещё солнцем согрета.

Где сердце моё. Где и радость, и грусть.

Люблю я Берестье особой любовью.

Березы и сосны. Тот край вековой,

Политый слезами, и потом, и кровью,

Обретший с годами  уют и покой.

Люблю я туманы, что каждое утро

Вокруг застилают сплошной пеленой

И землю, и небо.  Росы перламутра,

Как бусы, на каждой травинке лесной.

И озера гладь на  вечернем закате.

А в нем - отраженье макушек берез.

В осеннем, листвяно-грибном аромате,

Люблю я  Берестье - край счастья и грёз.

Светлана Медведева

  • Примерные задания после завершения прогулки:
  • Предложить своему ребёнку нарисовать, что ему больше всего понравилось, запомнилось;
  • Сделать вместе с ребёнком поделку из природных материалов: орудия труда, украшения, предметы быта (ветки, прутья, листья итд.)
свернуть

Маршрут выходного дня для детей и родителей "Зимний сад"

Маршрут выходного дня для детей и родителей – «Памятник Тысячелетия Бреста»

Уважаемые мамы и папы!

    Самый счастливый день – это выходной, когда вся семья собирается вместе! Выходные – это уже праздник. А выходные, проведенные вместе с детьми – праздник вдвойне!

 И чтобы этот праздник был ярким и незабываемым, предлагаем Вашему вниманию «Маршрут выходного дня» на тему: «Прогулка к памятнику Тысячелетия Бреста»

 

  • Вид маршрута: пеший.
  • Рекомендуемый возраст ребенка: старший дошкольный возраст.
  • Протяженность по времени: 2-3 часа.
  • Возьмите с собой: питьевую воду, головной убор от солнца, фотоаппарат или любимый телефон.

     Цель маршрута выходного дня:

- познакомить детей с культурно-историческим памятником, формировать представления о родном городе, его достопримечательностях; развивать интерес и уважение к истории родного края, национальной культуре, умение проявлять сопереживание, расширять кругозор; воспитывать нравственные и эстетические чувства, потребность в прекрасном, любовь и чувство гордости за город, в котором живем.

     Содержание беседы с ребенком по ходу движения по маршруту:

*Во время прогулки к памятнику побеседуйте с ребенком о городе Бресте –«Брест – второй по величине город Беларуси в 345 км от Минска на границе с Польшей недалеко от границы с Украиной. Самый южный и теплый из крупных городов страны. История поселения насчитывает более 1000 лет, во время которых Брест неоднократно менял свою государственную принадлежность».

*Расскажите ребенку о улице, по которой проходит маршрут – это улица Советская, центр Бреста. Это пешеходный бульвар, аналог московского Арбата.

   

*Понаблюдайте за ближайшим окружением, за объектами, которые находятся рядом: кафе, рестораны, магазины, приятный сквер с деревьями и старыми фонарями.

*Интересен для детей будет памятник «Счастливый сапог». С ним связана легенда о женщине Анне Александровне Левицкой, проживающей во Львове, которая владела волшебными сапогами, приносящие финансовое благополучие. Она передала их по наследству одному из сыновей, а тот – своим потомкам, благодаря чему, вся семья была зажиточной и удачливой.

     Объект представляет собой сапог, который, если верить слухам, точно скопирован с «волшебной» обуви. Примерьте «счастливый сапог», загадайте желание и ждите «доход неслыханный и в делах денежных везенье» (ул.Советская, 34).

     И вот мы подошли к памятнику Тысячелетия Бреста. В 2009 году, на перекрестке улиц Советской и Гоголя, что в самом центре Бреста, установлен монумент в форме триумфальной колонны. Авторы: Алексей Андреюк, скульптор Алексей Павлючук. Он посвящен Тысячелетию Бреста.

     Монумент виден издалека, ведь его высота составляет 15 метров. Венцом мемориала является фигура ангела,  являющегося покровителем Берестья (ведь именно так в стародавние времена назывался город). В руках у него крест и щит. Немного ниже размещены образы знаменитых исторических личностей. Это в первую очередь, владимиро-волынский князь Владимир Василькович (13 столетие), затем правитель Великого Княжества Литовского Витовт (14-15 век) и государственный активист – Николай Радзивилл Черный  (16 век). Здесь же располагаются собирательные лики городских жителей – Матери, Летописца и Солдата, неизвестного защитника Брестской крепости.

     В апреле 2011 года был установлен круговой горельеф общей площадью 11 кв.м. На горельефе находят свое отображение шесть фрагментов истории  Брестчины: легенда об основании Бреста, история строительства города, участие жителей города в Грюнвальдской битве, издание Берестейской (Радзивилловской) библии, оборона Брестской Крепости в июне 1941 года, освоение космоса белорусами.

     Скульптор и его консультанты немало времени потратили на работу над историческими документами. Например, из всех легенд, рассказывающих о названии и основании Бреста, авторы выбрали одну из самых известных: «Ехал купец и застрял в болоте. И чтоб выбраться из него, приказал своим слугам уложить плот из бересты» (отсюда название Берестье, сегодня город Брест). Эта история изображена на горельефе.

     Интресно так же и решение той части горельефа, которая посвящена Грюнвальдской битве 1410 года. План войны, результатом которого стала победа под Грюнвальдом, был разработан в Берестейском замке великим князем Витовтом и польским королем Ягайло. Однако на горельефе отображена не их встреча в Бресте, а фрагмент сражения. Здесь же представлено Берестейское знамя, водруженное после победы, и дарованное солдатам ангельское благословение.

     Тема космонавтики так же не случайна – ведь первым из белорусов в космосе побывал Петр Климук – уроженец деревни Комаровка Брестского района.

     У подножия монумента поставлено 12 хронологических плит в виде символических часов. На них изображены события, повествующие о судьбоносных для Бреста явлениях.

    

*После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках, утолить жажду, отдохнуть.

*Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребенка, что ему понравилось, что ему запомнилось. Хотел бы он посетить еще какое-нибудь памятное место.

*Дома предложить ребенку передать свои впечатления об экскурсии в своих рисунках.

 

Стихотворения, которые можно почитать ребенку или заучить с ним дома:

   ***

День рождения любимого Бреста!

Он не старый – ему только 1000 лет.

От Москвы до Варшавы прекрасней нет места,

Чем ты – юный и праздничный Брест!

   ***

Брест, город солнца, город жизни,

Город тишины.

Брест, мне в твоих оконцах

Снова ангелы видны.

Брест, наш рубеж родимый, крепость и река.

Брест, колыбель моя и пристань на века.  

свернуть

Маршрут выходного дня для детей и родителей - «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»

  • Вид маршрута: пеший.
  • Рекомендуемый возраст ребёнкастарший дошкольный возраст.
  • Общее расстояние от Детского сада до комплекса «Брестская крепость-герой» : 9600 м
  • Продолжительность по времени:2-3 часа (в зависимости от интереса   ребёнка и степени самочувствия).
  • По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.
  • Опасные участки по ходу маршрутов определены и зафиксированы на карте:

— переход проезжей части;

— переход перекрестка;

— движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

  • Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
  • Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
  • Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
  • Подойдя к памятникам, спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
  • Спросите у ребенка: «А в нашем городе Бресте есть памятники воинам ВОВ?» (Памятник освобождению Бреста, «Стражи границ», Памятник воинам пограничникам, Памятник генералу Н. Ф. Иконникову, Братская могила советских воинов и партизан)

         Ход экскурсии

   Историко-культурный комплекс «Брестская крепость-герой» начинается с входа в комплекс.

   Вход выполнен в виде звезды, вырезанной в железобетонном монолите. Грозную атмосферу военного времени передают песня «Священная война» и правительственное сообщение о вероломном нападении Германии на СССР, зачитываемое легендарным диктором Левитаном.

   От входа по аллее посетители проходят к мосту, ведущему к площади Церемониалов, на которой проходят памятные мероприятия.

   Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

   Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

   Композиционный центр комплекса — монумент Мужество, — скульптурное изображение бойца и знамени. Высота этой композиции, воплощающей образ погибших защитников Брестской крепости, более 30 метров. На тыльной стороне памятника рельефные композиции повествуют о защите бастиона. Неподалёку расположено захоронение 823 бойцов, известны имена только 201 из них.

   Самая драматичная скульптурная композиция мемориала — Жажда. В камне запечатлена фигура солдата, пытающегося из последних сил доползти до воды с каской в руке. Каска всегда наполнена живыми цветами от посетителей крепости.

   В восточной части комплекса находятся остатки Белого дворца, одного их последних каменных зданий Брест-Литовска. Под обломками рухнувшей крыши дворца погибли последние защитники крепости. В 50-х годах здесь был обнаружен камень с надписью: «Умираем, но не сдаёмся!».

   Над всей цитаделью возвышается 100-метровый обелиск Штык, представляющий четырёхгранный штык русской трёхлинейки. В изготовлении символа несгибаемого мужества принимала участие вся страна. Металл поступал из Урала, оборудование из Москвы, Ленинграда, Минска, Одессы.

  В Свято-Николаевском гарнизонном храме в 1941 году был красноармейский клуб. Во время обороны Брестской крепости здание переходило из рук в руки. Храм стал одной из последних точек сопротивления. В 1995 году здесь возобновились богослужения.

 

   22 июня 2011 года в цитадели торжественно открыли композицию «Героям границы, женщинам и детям мужеством своим в бессмертие шагнувшим».

   Расскажите, что здесь установлены образцы военной техники, находившейся на вооружении 

   Около Вечного Огня в почётном карауле стоят юнармейцы Поста Памяти.

   В Брестской крепости можно осмотреть руины Инженерного управления, здания в стиле барокко, построенного в конце XVII века. Первоначально здесь находился Иезуитский коллегиум, реконструированный позже в Инженерное управление. Здесь была квартира императорской семьи, которой она пользовалась во время визитов в крепость.

   Обратите внимание ребенка на руины , остатки зданий и сооружений крепости со дня мирной жизни.

   Вокруг крепости прорыт Обводный канал длиной в 6 километров, ровесник цитадели.

   В Брестской крепости открыт музей, хранящий личные вещи участников обороны, волнующие письма, так и не отправленные адресатам, проникновенные дневники людей, знающих, что дни их сочтены.

   Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

   Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

  • После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.
  • Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).
  • Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.
  • Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться.

         Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома

  *Игра на координацию движений «Солдат»

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

  *Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.                  Пальцы бодро «маршируют» по столу.

В нашу армию, ребята,               Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх

Просто так не попадешь.                       и покачивается влево-вправо.

Нужно быть умелыми,                       Ладонь вверх, пальцы растопырены,     

Сильными и смелыми.                              сжимаются и разжимаются.   

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома

   ***

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас – уже деды. Мы эту Победу – вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

(Ольга Маслова)

   ***

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух,

— Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

(Михаил Исаковский)

 ***

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

 (Н. Найденова)

    ***

Я мечтаю стать ребята

Замечательным солдатом.

Охранять свою страну,

Маму — мамочку мою.

Арсенал мой небольшой

Танк военный заводной.

Автомат, гранаты есть.

Отдаю я папе честь!

(Ирина Червякова)

***

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Тимофей Белозеров)

 ***

Клятва мальчиша

Вырасту когда-то…

Кем тогда мне быть?

Я хочу солдатом в армии служить!

Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать;

Сильным, ловким, смелым мне придется стать.

Я свою Отчизну от лихих врагов,

Не жалея жизни, защищать готов!

Если станет серым небо над страной,

Окажусь я первым на передовой.

Мне бы только надо вырасти скорей,

Чтобы стать солдатом армии своей!

(Анна Штро)

 

Примерные задания после завершения прогулки:

  • предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
  • сделайте вместе с ребенком поделку танка (можно использовать губки для мытья посуды).

 

свернуть
Меню раздела