Полезная информация от педагога социального
Отличительные признаки педофилов
В данной статье раскрываются особенности идентификации и определения косвенных признаков, присущих преступникам-педофилам. Анализируются современные тенденции, характерные для личности педофила (речевые фразеологизмы, графические предпочтения, поведенческие особенности). Определяются зоны особой активности лиц, имеющих склонность к совершению сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних.
Рассматриваются некоторые аспекты международного опыта по выявлению преступников-педофилов в сфере повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов (на примере Великобритании). Разработаны практические рекомендации для родителей, социальных работников, психологов, медицинских работников, сотрудников, кадровых аппаратов общеобразовательных, оздоровительных детских учреждений с целью повышения уровня безопасности несовершеннолетних в среде их наибольшей активности.
Предлагаются меры противодействия исследуемому виду преступлений против половой свободы или половой неприкосновенности несовершеннолетних, основанные на выявлении отличительных особенностей педофилов в социуме, необходимые для всех уровней субъектов, непосредственно занимающихся проблемами обеспечения безопасности несовершеннолетних от посягательств насильственно-сексуального характера.
Каждый индивид с момента рождения обладает индивидуально-обособленными признаками биологически обусловленного характера. По мере взросления человек приобретает новые отличительные особенности, склонности, вырабатывает иные манеры поведения. Названные процессы зависят от среды, в которой ребенок растет, взрослеет, вступает в самостоятельную жизнь.
По мере формирования личности у определенной части индивидов в силу ряда причин и условий (среды жизнедеятельности) проявляется отклоняющее поведение, противоречащее нормам морали и законодательства. Так личность становится преступным элементом с присущими ей отличительными особенностями. Последние в зависимости от вида и характера преступной деятельности, в свою очередь, имеют особые присущие только определенному виду преступной деятельности признаки. Совокупность именно этих признаков позволяет идентифицировать субъектов или группу субъектов в особую группу (касту, сообщество, секту, криминальную прослойку и др.).
Идентификация – установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков. Идентификация в информационных системах – присвоение субъектам и объектам идентификатора или сравнение идентификатора с перечнем присвоенных идентификаторов, например, идентификация по штрихкоду. Личная идентификация (самоидентификация) в философии – ответ на вопрос об отношении личности к самому себе.
Идентификация различных индивидов и групп по особым признакам – важная составляющая в структуре постоянно изменяющегося общества для правоохранительных органов и иных заинтересованных субъектов обеспечения национальной безопасности в зависимости от политики государства, осуществляющего целенаправленную программу по противодействию тому или иному виду преступной деятельности. Именно идентификация позволяет конкретнее определиться с объектом профилактики, сберегая экономические и кадровые ресурсы, выбирая более целенаправленный вектор воздействия на преступные элементы, заранее определяя проблемные зоны наибольшей криминальной активности.
Так и в сфере педофилии как асоциального и деструктивного отклонения в обществе, определяемом международной классификацией как болезнь, идентификация и самоопределение особо значимы для педофилов и для их разоблачающих лиц.
В качестве подтверждения указанного выше можно привести пример особого значения косвенных признаков, вероятнее всего присущих педофилам, для правоохранительных органов, социальных работников и государственных служащих. Например, британские полицейские по американской программе проходят специальный обучающий курс по распознаванию педофила по ряду косвенных признаков (в частности, по одежде и татуировкам и др.). По программе обучения навыкам раннего распознавания потенциального растлителя детей обучаются полицейские графства Дарэм на северо-востоке Англии.
Вообще данная система была разработана в США при участии профессора Джо Салливана, консультанта британских полицейских, расследовавших похищение в Португалии четырехлетней М.Маккейн и убийство в Уэльсе пятилетней Э.Джоунс. Около 400 полицейских прошли обучение по программе «Вмешательство для защиты ребенка» (Intervene to Protect a Child, IPC). Для правоохранителя в работе здесь важно знать следующее: определенного типа татуировки, манера одеваться и книги – все то, что может служить достаточно четким индикатором человека, который имеет сексуальный интерес к детям. По словам начальника полиции Д.М.Бартона, обозначенная программа позволяет сотрудникам правоохранительных органов более умело разбираться в деталях поведения преступника. Так, полицейские Дарэма после прохождения обучения успешно пользуются полученными знаниями при обнаружении определенного «сигнального набора» у личности, находившейся в постоянном контакте с чужим ребенком. Обучаются по новой программе также учителя, пожарные и социальные работники.
По словам все того же автора программы, представленную методологию он выработал, проинтервьюировав несколько тысяч растлителей, и нацелил свою разработку на сотрудников, непосредственно работающих с населением и не задействованных в расследовании дел, связанных с детской сексуальной эксплуатацией. Согласно статистике, в США эта методика за последние три года помогла спасти от растления более 150 детей. Также Джо Салливан подчеркивает, что не намерен делиться результатами своих исследований с широкой публикой и предпочитает, чтобы они оставались исключительно для служебного пользования.
Педофилы живут среди нас, а мы ходим по улицам, живем в домах, общаемся и понятия не имеем, кто на самом деле эти люди. С учетом степени латентности преступлений против половой свободы или половой неприкосновенности несовершеннолетних, по самым скромным оценкам криминологов, уровень скрытности и фальсификации окружающей действительности индивидов, совершивших или склонных совершать преступления сексуальной направленности в отношении детей, достаточно высок. Таким образом, необходима проработка группы признаков, которые с наибольшей степенью вероятности помогут как обычному гражданину, так и субъектам, занимающимися противодействием рассматриваемому виду преступности, осуществить меры предупреждения и профилактики.
Вообще выделить в обособленную группу, т.е. идентифицировать по «сигнальному набору» (наиболее ярко выраженные признаки) лиц, склонных к педофилии, возможно по ряду параметров: сленгу, символике, среде особой активности, характерному поведению.
Сами педофилы делят себя на две основные группы «по интересам»: герлаверы – любители девочек, это одинокие люди, 40–50 лет, обычно тучного телосложения, очень закомплексованные, создающие фиктивные имейлы, приходящие в чаты с целью найти себе подобных и обсудить похождения, которыми они выделяются среди себе равных (обозначаются в чатах, форумах, интернет-группах, сообществах символами GL); бойлаверы – ориентированы на мальчиков, средний возраст 30 лет, свои действия преступлением не считают, хотя психически здоровы (используют самоидентификационный значок BL). На их сайтах публикуются обнаженные фото подростков и муссируется тема Древнего Рима (где извращенцам было так хорошо жить).
В виртуальной среде для наибольшей активности педофилы используют в межличностном общении псевдонимы «папочка», «папаша», «дочкин папа», «взрослый», «воспитатель». При этом следует отметить, что в межличностной среде слово «педофил» является оскорбительным.
Потерпевших от своих преступных действий они называют «зайцами» и «конями». «Зайцами» или «заями» педофилы называют мальчиков в возрасте до 14 лет, с которыми вступают в «добровольный» сексуальный акт. Это обозначение исключительно славянское, в европейских странах оно не используется.
Деление по возрастным критериям (16 лет и старше) у педофилов условно. Многие разоблаченные педофилы утверждали, что для них имеет значение факт появления месячных у девочки. Если таковой имел место, то девочка рассматривается ими как женщина, если нет – то как «разновидность мальчика». На сленге педофилов такие девочки называются «двужопые». Многие преступники рассматриваемой категории интересуются только детьми препубертатного возраста (до начала полового созревания), и этот факт является принципиальным отличием от иных сексуальных лиц, склонных совершать противоправные общественно опасные деяния.
Символика играет особую роль в жизни каждой личности, а стремление выделиться среди себе равных на психосоматическом уровне есть у всех культур мира. Не является исключением и деструктивная для общества «культура» педофилов. Символика педофилов всего мира абсолютно идентична. Так, если речь идет о мальчиках, то на любом интернет-ресурсе данной тематики (чат, форум, группа в социальной сети, официальный сайт) присутствует знак – спиралевидный треугольник, обычно светло-серого, темно-синего или черного цвета. Также иногда встречаются подобные символы зеленого или золотистого цвета, а направлены спирали всегда по часовой стрелке. Этот символ может быть размещен по всему сайту либо присутствовать в шапке сайта (совмещенный с названием форума), быть частью какой-либо картинки с изображением детских рисунков или малолетнего мальчика. Разработка этого логотипа пришлась на 70-е гг. XX в. и является «творением» голландского художника Отто Ломюллера. В славянских странах логотип стали использовать в начале 90-х гг. По словам самого Отто, логотип символизирует начало пирамиды и спираль – познание, обращенное внутрь себя. Также существует и другое мнение: спиралевидный треугольник являет собой два совмещенных треугольника, внешний из которых обозначает педофила, внутренний – маленького мальчика. Символ при этом может несколько видоизменяться в зависимости от тематики форума, но всегда четко узнаваем. Еще педофилы всего мира изготавливают для себя ювелирные украшения, делают татуировки, имеют брелоки и прочую атрибутику, содержащие в том или ином контексте названный символ.
Если говорить о любителях девочек, то символом здесь считается маленькое сердце, окруженное большим сердцем, указывающим на связь между взрослым мужчиной или женщиной и маленькой девочкой. Еще есть логотип любителей детей в виде бабочки, указывающий на половые предпочтения.
К слову сказать, вышеприведенные символы присутствуют и отображены в несколько зашифрованном виде на логотипах некоторых всемирно известных мировых компаний, рассекреченных ФБР в 2007 г.
Говоря о татуировках у педофилов, подобные рисунки (символы), описанные выше, наносятся по собственному желанию, чаще всего в местах, скрытых от внешнего взгляда. Принудительное их нанесение чаще осуществляется в местах лишения свободы. Таких насильников «опускают» (делают пассивными гомосексуалистами), соответствующая татуировка им наносится на грудь и спину, но в принципе судьба всех обладателей таких татуировок одинакова.
Вариант татуировки, по которой осужденные определяют преступника-педофила, является «чушок-вампир». «Кочегар духовки» – еще недавно такая татуировка украшала ягодицы лиц, осужденных по статье за мужеложство. Например, в Австралии сокамерники принудительно наносят татуировку «слезы из глаз», клеймя насильника несовершеннолетних.
Среда «особой активности педофилов» ассоциируется с местами сбора наибольшего количества лиц, склонных к педофилии, с зонами наибольшей гиперреактивности обменом файлов с содержанием запрещенной информации, фото- и видеоматериалов с несовершеннолетними. Обычно такая среда особой активности формируется на основе признаков беспрепятственного объединения в группы, характеризуется широким спектром обмена информации, высоким уровнем безнаказанности, мощной конспирацией, оперативными возможностями удаления информации и последующего функционирования на иных нераспознанных правоохранительными органами площадках. Сюда относятся: интернет-сообщества педофилов, официальные сайты, чаты, форумы, группы в социальных сетях, скрытые интернет-сети.
В настоящее время проблема среды особой активности лиц педофилической направленности строится на основе двух ключевых явлений: функционирование интернет-сообщества педофилов и отсутствие юридической ответственности за интернет-груминг несовершеннолетних. Для подтверждения и закрепления признаков и характеристик исследуемых явлений, а также акцентирования на них внимания предлагаются следующие авторские определения понятий.
Интернет-сообщество педофилов – функционирующая в глобальной компьютерной сети Интернет группа индивидов, объединенных целью оправдать педофилию как общесоциальное естественное явление (признание педофилии сексуальной ориентацией) для каждого члена которой характерно отклоняющееся сексуальное влечение к несовершеннолетним; созданная для обмена материалами или предметами порнографического характера, тактикой и методами вербовки жертв, определения приемлемых мест для возможных сексуальных контактов с несовершеннолетними, разработки способов совершения и сокрытия своей противоправной деятельности, определения мер противодействия правоохранительным органам и выработки линии поведения в случае задержания.
Интернет-груминг – установление и поддержание доверительного контакта с лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, а равно навязчивые предложения о встрече с жертвой с целью совершения общественно опасных деяний или эксплуатации контакта для изготовления порнографических материалов или предметов порнографического содержания с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
Довольно сложно в данном случае строить прогнозы на будущее в раскрытии и расследовании преступлений против половой свободы или половой неприкосновенности несовершеннолетних, качественной профилактике и противодействии, в контроле над запрещенными файлообменными системами, в изучении DarkNet – скрытой сети, соединения в которой устанавливаются только между доверенными пользователями, иногда именующимися как «друзья», с использованием нестандартных протоколов и портов.
Например, ФБР и другие правоохранительные органы используют торрент-трекеры для поиска файлов, связанных с детской порнографией. Затем они скачивают файлы, используя модифицированную версию торрент-клиента, которая загружает полные файлы из одного источника, и определяют IP-адрес компьютера, вовлеченного в распространение таких материалов.
Содержание и наполнение контента в вышеприведенных площадках для общения по интересам в Америке, Европе и восточнославянских странах абсолютно не различается.
Изначально у тематических форумов в пределах среды особой активности нет цели создания преступных группировок педофилов. Регистрация обычно происходит в одиночку с целью завязать знакомство и найти оправдание собственным действиям с равными себе. Затем на форумах появляется своя идеология, манифесты, иерархия, структура. В подобных неправомерных документах открыто заявляется о том, что дети сами вправе распоряжаться своей жизнью, половой свободой и делать осознанный выбор. И здесь однозначно можно утверждать, что именно на таких форумах появляются преступные группировки линейного и иерархического типа. Первые, объединяясь по предварительному сговору в количестве 2–8 человек, вместе совершают преступления (похищение с целью сексуальной эксплуатации, внедрение в качестве воспитателей в оздоровительные лагеря, совместные выезды в места наибольшей концентрации незащищенных несовершеннолетних, сельскую местность особой отдаленности, создание незаконных сект, кружков, групп в молодежной среде). Особую опасность такие группы представляют в случае наличия властного ресурса, функционирования в группе лиц, имеющих влиятельное должностное положение.
Например П.Ньюэлл, осужденный за изнасилование ребенка, консультант ЮНИСЕФ, был ключевой фигурой в создании международных стандартов в области «защиты детства». Или, например, доклад, озаглавленный «Движение за запрет телесных наказаний в семье: истоки, методы, результаты», показывает, что начало движения за запрет телесных наказаний в семье восходит к деятельности легальной педофильской организации «Обмен информацией по педофилии» (Pedophile Information Exchange, PIE), существовавшей в Великобритании с 1974 по 1982 г., когда педофилия рассматривалась многими представителями английской общественности как один из аспектов прав гомосексуалистов.
Формирование и функционирование преступных группировок иерархического типа строится на основе создания закрытого интернет-ресурса, на котором собираются педофилы из различных социальных слоев общества. Путь попадания в подобные группы осуществляется либо по личному разрешению владельца ресурса, либо за денежные средства, либо по рекомендации не менее чем двух уже состоявшихся участников. Затем назначаются ответственные по территориальному принципу и только после личного общения с хозяином форума. Далее к владельцу ресурса поступают просьбы о сведении с проверенным человеком на закрепленном участке для получения информации об объектах возможной сексуальной эксплуатации и местах безнаказанного удовлетворения своих патологических влечений. Все это основано на принципе круговой поруки.
Например, в ходе проведенного мониторинга в числе прочих был выявлен интернет-форум «Звездный принц». По данным статистики сайта на нем было зарегистрировано более четырехсот аккаунтов. В основном это сами педофилы, а также приглашенные ими на этот сайт дети, объясняющие там, что сексуальные отношения с взрослыми – абсолютно нормальное явление. Все участники используют вместо личной фотографии изображения 8–11-летних детей. По данным запроса whois сам форум расположен на сервере компании ISPSYSTEM-MNT в Москве.
Важно еще подчеркнуть, что чаще всего жертвы педофилов в Сети сами записывают для них видео. К такому выводу пришли исследователи Internet Watch Foundation в рамках доклада, посвященного проблемам сексуального насилия онлайн. Данный факт еще раз подтверждает, что предупредительные меры должны исходить первоначально от родителей. Именно от контроля семьи за виртуальной жизнью детей зависит их безопасность.
Таким образом, идентификация преступников-педофилов по косвенным и присущим им ярко выраженным признакам необходима для реализации комплекса мер по обеспечению безопасности лицами, осуществляющими воспитательные и административно-управленческие функции в общеобразовательных, оздоровительных, детских культурно-развлекательных учреждениях, дошкольных детских учреждениях (зонах наибольшей активности детей, где у самих детей и у их родителей возникает так называемая иллюзия безопасности ввиду присутствия лица, которому временно вверено осуществлять воспитательные функции), и для качественной профилактики и предупреждения преступлений правоохранительными органами, индивидуальной профилактики на закрепленной административно-территориальной единице.
Так, детальный анализ косвенных признаков, раскрывающих в некоторой части возможность идентифицировать педофилов, показывает, что профилактика преступления является востребованной реалией современного интенсивно развивающегося общества. Быстро меняются нормы морали и традиции, мотивы поведения и формы реализации потребностей, нередко преступного характера. Достаточно часто в повседневной жизни люди почти не задумываются о личной безопасности, на первый план вынося собственные бытовые проблемы. Именно бдительность и внимательность к происходящему вокруг может оказаться действенным способом недопущения реализации преступного умысла.
С учетом изложенного обоснованно предложить для использования в практике работников учреждений образований, связанных с осуществлением рабочих функций непосредственно с несовершеннолетними, следующие методы:
незамедлительно сообщать о подозрительных и незнакомых лицах на территории или в помещениях учреждений образования;
проводить мониторинг социальных сетей несовершеннолетних на наличие факта участия в неформальных нетрадиционных интернет-группах раз в шесть месяцев;
проводить индивидуальную беседу социальных педагогов или психологов с воспитуемыми несовершеннолетними раз в шесть месяцев о взаимоотношениях в семье;
незамедлительно сообщать в органы опеки и попечительства, инспекции по делам несовершеннолетних о замкнутости и значительном изменении поведения воспитанников учреждений образования;
проводить беседы с родителями раз в полгода на родительских собраниях с участием социальных педагогов и психологов по выявлению отличительных особенностей и психологических отклонений (как дополнительная функция подобных собраний);
ежемесячно информировать несовершеннолетних об опасностях и особенностях контактов с незнакомцами (в том числе с применением водозаборов чрезвычайных происшествий с детьми для 5–11 классов);
обязательно информировать представителей правоохранительных органов, учреждений образования о новых способах, формах, методах совершения преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, ориентировать их на выявление несвойственного поведения детей;
осуществлять обязательные медицинские осмотры раз в год с отметкой психолога о психоэмоциональном состоянии детей;
проводить обязательные круглосуточные дежурства в летних оздоровительных лагерях с особым контролем посторонних лиц и др.
Практически все лица с подобным аномальным сексуальным влечением к детям используют информационные технологии для обмена между собой материалами запретного содержания, так как удовлетворить в реальной жизни свои инстинкты в данный момент не имеют возможности.
Еще раз хочется подчеркнуть, что будущее правоохранительных органов в противодействии преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних видится именно в контроле за виртуальной средой, так называемой зоной особой активности педофилов – интернет-сетью, а именно даркнетом.
Отдел идеологической работы и по делам молодежи
администрации Московского района г. Бреста
Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних
Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:
— право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);
— ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);
— право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.
Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В нее входят: комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, иные органы, учреждения и организации, в пределах своей компетенции осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иными актами законодательства.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.
Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.
Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:
-информация от ребенка;
-информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
-информация от специалистов учреждений образования;
-информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
-результаты медицинского осмотра;
-дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
- Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
- ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
- синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
- жалобы на боль и зуд в области гениталий;
- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- недержание мочи;
- болезни, передающиеся половым путем;
- беременность.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
- сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- отчуждение от братьев и сестер;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
- утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
- прогулы занятий в учреждении образования;
- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
1.5. Изменения самосознания ребенка
- снижение самооценки;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
- саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
- мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов
- беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
- головная боль, боли в области желудка и сердца;
- навязчивые страхи;
- расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
- Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
- Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
- Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
- Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
- Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
- Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
- Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
- Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
- Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
- Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
- Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
- Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
- Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
- Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
- Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
- После окончания разговора сделайте подробную запись.
Помните: интересы ребенка выше всего остального!
2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования или в ином социальном учреждении
- Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
- Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
- Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.
- Уделите внимание следующему:
а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;
б) гарантии безопасности различным причастным лицам;
в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;
г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;
д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;
е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ узнали об этом);
ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.
Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.
2.2. Чего не стоит делать
- не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
- не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
- страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
- низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
- чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
- отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
- стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
- отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
- любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления сексуального насилия над ребенком
При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо:
- Учреждение образования:
— педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;
— руководителю учреждения образования — незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;
-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего.
Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно изъять ребенка из семьи.
- Отдел образования, спорта и туризма:
— обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
— при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;
— в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.
Памятка "Правила взаимоотношений педагога с родителями проблемных учащихся"
1. Рассказывайте родителям о плохом поведении их ребенка только в объективных терминах (конкретно), а не просто "Ваш Миша… мешает всем учителям".
2. Не обрушивайте на голову родителей сразу все проступки, назовите 2–3, иначе родители либо опускают руки, либо бьют ребенка от бессилия или злобы.
3. Не надо запугивать родителей. Достаточно просто проанализировать данную ситуацию ("двойка", ссора с кем-то, невыполнение домашнего задания, нарушение дисциплины…) Не надо говорить о том, что может произойти, а может и не произойти.
4. Полезны позитивные предсказания. Сделайте акцент на положительных качествах ученика, его малейшем успехе в чем-то и выразите свою уверенность в будущем успехе при условии помощи родителей своему ребенку.
5. Помните, что родители – обычные люди. Не надо обижаться на них из-за их неумения или невнимания. Часто то, что вы от них требуете, – проблема учителей, а не родителей (например, изменение отношения конкретного ребенка к конкретному предмету, грубость в общении с определенными учителями или учениками).
6. Приглашайте к сотрудничеству не только родителей, но и самих учеников, как бы возлагая на них часть ответственности за успех общего дела. Иногда открытия учеников относительно себя самих и своих товарищей могут оказаться более точными, чем заключения взрослых. Вместе с тем, когда ученики видят, что их "плохое" поведение дружно пытаются исправить и родители, и учителя, они понимают, что действительно пора что-то менять.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой
темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Рекомендации по работе с застенчивыми детьми
Застенчивым детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрия. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к СУИЦИДУ.
Внушаемы:
Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
Включать в общественные посильные дела.
Хвалить самостоятельность.
Стимулировать личную ответственность.
Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами, успокоившись.
Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
Быть острожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы — дать время успокоиться.
Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное - это ошибиться или кого-то подвести.
Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
1. Агрессивные дети часто бывают вооружены.
2. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова — это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
3. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
4. В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
5. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
6. Обсуждайте поведение только после успокоения.
7. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
8. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя... , ты расстроился, потому что ... . Ты можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
9. Пусть за что-то отвечает в школе.
10. Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
11. Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой-момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
12. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
13. Свое плохое настроение не разряжать на нем.
14. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
КАК ВЫЯВИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К этой форме насилия относятся:
угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому)насилию:
задержка психического развития;
трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
низкая самооценка;
эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
избыточная потребность во внимании;
депрессия, попытки суицида;
неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
ложь, воровство, девиации в поведении;
нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.
Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
Впубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.
Группы риска детей по эмоциональному насилию:
дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
дети раннего возраста;
дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:
не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?
1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его
эмоциональных и поведенческих особенностей.
2. Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за
консультативной помощью.
3. Обратитесь в органы опеки и попечительства, в полицию, территориальную
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, если ребенок
является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
4. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи