Яндекс.Метрика

Методическая копилка

Методы и приёмы, используемые в работе с воспитанниками

Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

 

      Словесные методы - источником знания является устное или печатное слово: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;

      Наглядные методы - источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

      Игровые методы - позволяют заинтересовать воспитанников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.

      Практические методы – дети получают представления и вырабатывают умения, выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы.

      Итак, методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми представлений, умений, а также развитие их познавательных способностей.

      А приём - это часть метода. Методы обучения принято делить на наглядные, словесные, практические и игровые.

 

      Методы

  1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

       Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

    2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

        Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

 

       Приемы:

  • показ способов действий;
  • показ образца.

 

       Словесные методы и приемы обучения

 

Методы

  1. Рассказ педагога.

    Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту детей, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

   2.Рассказы детей: пересказ сказок, рассказы по картинам, рассказы о предметах, из детского опыта, творческие рассказы.

  1. Беседа. По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

   По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

  1. Чтение художественной литературы.

 

Приемы:

  • вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
  • указание (целостное и дробное);
  • пояснение;
  • объяснение;
  • педагогическая оценка;
  • беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.).

 

Игровые методы и приемы обучения

 

Методы:

  • дидактическая игра;
  • воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

 

Приемы:

  • внезапное появление объектов;
  • выполнение воспитателем игровых действий;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  • введение элементов соревнования;
  • создание игровой ситуации.

 

Практические методы обучения

  1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
  2. Элементарные опыты, экспериментирование.

   Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

  1. Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков).

    В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается другим предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

 

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

- содержания учебного материала;

- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);

- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);

- оснащенности педагогического процесса;

- личности воспитателя.

 

Младший дошкольный возраста (3 – 4 года)

  1. Одушевление игрового персонажа, который будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре.

   Например, чтобы привлечь внимание маленьких детей к приемам работы с краской, используется одушевление изобразительных материалов: кисти, которыми рисуют дети, превращаются в девочек – кисточек.

  1. Использование различных сюжетов для побуждения детей к более сложным способам построения игры, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению.

   Например, к моменту окончания занятия (дети рисовали травку для зайчат, воспитатель по телефону «звонит» с мамой – зайчихой, которая просит детей подогреть молоко и напоить зайчат и поиграть с ними.

  1. Осуществление «превращения»одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями.

  

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

  1. Принятие нужной роли и действовать в этой роли.
  2. Заинтересовать детей ролями и обеспечить их действия содержанием, которое способствовало бы вхождению в роль.

   Например, воспитатель берет на себя роль мамы – зайчихи. Спрашивает, кем бы хотели быть дети. Затем организует работу по принятию детьми роли зайчат (попрыгать, поесть морковку).  Ставит игровую задачу: мама – зайчиха, опасаясь за жизнь зайчат, предлагает им сделать щиты и изображение деревьев, за которыми они могли бы спрятаться от волка, а потом учебную«я научу вас делать щиты и рисовать деревья».

 

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

   1.Отбирать яркие и выразительные образы, способствующие развитию у детей внутреннего сопереживания героям и желания оказать им практическую помощь.

   2.Представлять сюжет, используя ролевое поведение и привлекая все возможные средства для беспредметного игрового действия – мимику, изобразительные действия, интонации и т. п.

   Например, воспитатель берет в руки лист белой бумаги, показывает его детям и читает стихотворение В. А. Приходько «Белый город»:

   Этот город –Белый город.

   Он под белым полотном.

   Очевидно, белый город

   Околдован колдуном…

   Затем дети расколдовывают город.

      «Рисование машины» (рисование с натуры).

   Воспитатель рассказывает детям, что в лесу пропала машина с подарками для лесных жителей, а найти ее не могут. Им нужно развесить по лесу картинки с точной копией пропавшей машины. Воспитатель просит детей помочь лесным жителям и нарисовать картинки машины.

   Наиболее часто встречаемые игровые методы и приемы:

  1. Приход или встреча сказочного героя (Незнайка, Карлсон, лесной житель, мультипликационный герой).
  2. Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости и др.
  3. Получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.
  4. По сюжету сказки (чтение литературного произведения и решение образовательных задач).
  5. Внесение «волшебного» предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка).
  6. Использование загадки, чтение стихотворения, рассказ сказочной истории и др.

 

свернуть

Организация прогулки с воспитанниками

      Прогулка - важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования, проведение которой направлено на снятие напряжения  у ребенка после занятий. Она способствует созданию жизнерадостного настроения, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для гармоничного разностороннего развития личности ребенка.

      Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке – это обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной  для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются  положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Грамотный подход к планированию, организации и проведению прогулки позволяет педагогу  реализовать принцип  синкретичности,  т.е органически соединить оздоровительные и образовательные задачи. Но не следует делать прогулку еще одной формой обучения детей. Им необходимо предоставить возможность отдохнуть и удовлетворить потребность в движении.

       В методической литературе последних десятилетий  можно найти разнообразные рекомендации по планированию и проведению прогулок. Однако, авторы данного издания подобрали, систематизировали имеющийся в дошкольной педагогике материал, дополнив его собственными разработками. Кроме того, материал объединен по темам, соответствующему тематическому планированию. Одной теме подчинены все необходимые структурные компоненты прогулки: наблюдения, дидактические игры и упражнения, трудовые действия, подвижные игры и упражнения, самостоятельная деятельность воспитанников. Кроме того, планируется индивидуальная работа с детьми в зависимости от результатов педагогической диагностики по различным видам деятельности и направлениям.

       На прогулке планируются эпизодические наблюдения за предметами и явлениями общественной жизни и природы, за трудом взрослых, а также циклические наблюдения за природой согласно методике ознакомления детей с ней.

       Недельная методика ознакомления воспитанников с сезонами заключается в следующем. Одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах  планируются:

  А) ежедневное наблюдение за погодой;

  Б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели); поиск животных, которых можно встретить в данный момент сезона на участке, и наблюдение за ними ( в конце недели );

  В) ежедневная работа с календарем (после возвращения с прогулки).

        Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы- явлений растительного, животного мира  и неживой природы.

        Игры на прогулке занимают особое место, что обязывает воспитателя отнестись к их организации с особой ответственностью. На прогулках проводятся подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и спортивные игры, игры-драматизации и развлечения. Так, при организации сюжетно-ролевой игры педагог должен планировать не только условия для возникновения и ее развития, но и приемы обучения детей игровым действиям, а также игровые атрибуты, возможные варианты содержания игры и игровые роли.

        При планировании подвижных игр на прогулке следует помнить, что в подвижных играх должны принимать участие все дети группы, следовательно, игры должны быть знакомы, новые впервые вводятся и разучиваются на физкультурных занятиях.

        Кроме того, необходимо тщательно планировать место физических упражнений и игр на прогулке, а также чередовать степень физической нагрузки в подвижных играх (игры большой подвижности, малой, средней) с целью предупреждения переохлаждения или перегрева детей.

       Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности детей. Чтобы они научились играть самостоятельно, игры следует повторять ( для усвоения правил игр, приемов выполнения игровых действий). Необходимо всячески поощрять  организацию игр  детьми, внесение дополнений, усложнений правил, введение новых ролей, придумывание игр по содержанию знакомых сказок, мультфильмов.

       Содержание трудовой деятельности наряду с обучением детей практическим умениям работы предусматривает  их знакомство с растениями, животными, правилами ухода за ними. При использовании предложенных форм работы педагоги вправе самостоятельно продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы. Однако, воспитателю необходимо помнить о том, что возможности детей младшего дошкольного возраста крайне ограничены: трудовое воспитание осуществляется, главным образом, через выполнение простейших поручений либо совместного выполнения трудовых операций вместе с воспитателем.

       В средней группе деятельность педагога направлена на формирование у детей навыков систематического ухода за растениями и животными, формирование элементарных навыков работы в цветнике, огороде; воспитывается интерес к объектам природы, желание трудиться  сообща, чувствовать ответственность  за выполнение порученного дела.

       В старшей группе продолжается работа по углублению представлений у детей о представителях растительного и животного мира, об особенностях внешнего мира и повадках животных, способах размножения растений, о сезонных изменениях в жизнедеятельности животных и растений; прививается доброжелательное и ответственное отношение к окружающему миру. Продолжается формирование умений выращивать овощные и цветочные культуры, самостоятельно планировать работу на участке и территории учреждения, а также формируется познавательный интерес к трудовой деятельности.

       Планируя и организуя трудовую деятельность детей на прогулке, особое внимание отводится технике безопасности: грамотному подбору заданий и рабочего оборудования, дозированию и распределению физической нагрузки, учету времени трудовой   деятельности, умелой организации рабочего места и площади.

       Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности.

свернуть

Игры на развитие мелкой моторики у детей 3 – 6 лет

       Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее» — это выражение принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

      Одним из ведущих аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

      Моторика — двигательная активность. Мелкая моторика — взаимокоординация работы мышечной, нервной и костной систем. В тандеме со зрительной системой — точечные движения кистью, пальцами. Это ключевая сторона двигательной сферы, непосредственно связанной с развитием речи, мозговой деятельности, овладением предметными действиями.

      Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.

      "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

      "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

 

  МОЯ СЕМЬЯ

  Этот пальчик - дедушка,

  Этот пальчик - бабушка,

  Этот пальчик - папочка,

  Этот пальчик - мамочка,

  Этот пальчик - я,

  Вот и вся моя семья!

      Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

 

  ПРЯТКИ

  В прятки пальчики играли

  И головки убирали.

  Вот так, вот так,

  И головки убирали.

        Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

 

  ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

  - Пальчик-мальчик, где ты был?

  - С этим братцем в лес ходил,

    С этим братцем щи варил,

    С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песни пел.

       На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

 

  УЛЕЙ

  Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

  Никто их не увидит.

  Вот они показались из улья.

  Одна, две, три, четыре, пять!

  Ззззз!

       Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

 

  ЧЕРЕПАХА

  Вот моя черепаха, она живет в панцире.

  Она очень любит свой дом.

  Когда она хочет есть, то высовывает голову.

  Когда хочет спать, то прячет её обратно.

        Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

  КАПУСТКА

  Мы капустку рубим, рубим,

  Мы капустку солим, солим,

  Мы капустку трем, трем,

  Мы капустку жмём, жмём.

         Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

 

  ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

  На моей руке пять пальцев,

  Пять хватальцев, пять держальцев.

  Чтоб строгать и чтоб пилить,

  Чтобы брать и чтоб дарить.

  Их не трудно сосчитать:

  Раз, два, три, четыре, пять!

         Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

 

  МЫ РИСОВАЛИ

  Мы сегодня рисовали,

  Наши пальчики устали.

  Наши пальчики встряхнем,

  Рисовать опять начнем.

     Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

 

  ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

  Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

  Два щенка: "Ав-ав!",

  Два жеребенка: Иго-го!",

  Два тигренка: "Ррр!"

  Два быка: "Муу!".

  Смотри, какие рога.

     На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

 

  ЛОДОЧКА

  Две ладошки прижму

  И по морю поплыву.

  Две ладошки, друзья, -

  Это лодочка моя.

  Паруса подниму,

  Синим морем поплыву.

  А по бурным волнам

  Плывут рыбки тут и там.

      На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

 

  РЫБКИ

  Рыбки весело резвятся

  В чистой тепленькой воде.

  То сожмутся, разожмутся,

  То зароются в песке.

    Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

 

  ЗАЙЦЫ

  Скачет зайка косой

  Под высокой сосной.

  Под другою сосной

  Скачет зайка другой.

     Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

 

  НА ПОСТОЙ

     Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы - папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.

    Ночь, в избе все спят.

    Раздается стук.

 Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

 Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

 Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

 Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

 Мама: Что дети? Постукивают безымянные

 Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

 Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

 Дети: Папа! Постукивают мизинцы

 Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

 Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

 Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

 Дети: Входите! Постукивают мизинцы

 Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения

 Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

    Руки вытягиваются вперед.

 

  С ДОБРЫМ УТРОМ!

     С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

   Указательными пальцами поглаживать глаза  Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

    С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

     Ладонями поглаживать уши  Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

     С добрым утром, ручки!  Вы проснулись?

   Поглаживать то одну, то другую ручки  Хлопки в ладоши

     С добрым утром, ножки!  Вы проснулись?

    Поглаживание коленок  Потопать ногами

     С добрым утром, солнце!  Я - проснулся!  (проснулась)

   Поднять руки вверх, посмотреть на солнце  (посмотреть вверх)

 

МАЛАНЬЯ

   У Маланьи у старушки

     Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

   Жили в маленькой Избушке

     Сложить руки углом, показать избушку.

    Семь сыновей,

     Показать семь пальцев.

   Все без бровей,

     Очертить брови пальцами.

    Вот с такими ушами,

     Растопыренные ладони поднести к ушам.

     Вот с такими носами

      Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

    Вот с такими усами,

   Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

   Вот с такой головой,

    Очертить большой круг вокруг головы.

   Вот с такой бородой!

    Показать руками большую окладистую бороду

   Они не пили, не ели,

    Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

      На Маланью все глядели,

    Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

    И все делали вот так.

    Дети показывают загаданные действия

 

 

ГОСТИ 

      Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

- Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

- Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.

- Гости едут! Постукивают мизинцы.

- Ну и что? Постукивают указательные пальцы.

- Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

 

БРАТЦЫ

    Засиделись в избушке братцы.

    Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

    Захотел меньшой прогуляться

   Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

    Да скучно ему гулять одному.

   Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

    Зовет он братца вдвоем прогуляться.

    Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

   Да скучно им гулять двоим.

   Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.

   Зовут братца втроем прогуляться.

   Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

   Грустно старшим сидеть в избе.

   Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

   Зовут они братцев домой к себе.

   Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

         При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

 

ЛАДУШКИ ЛАДОШКИ

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

  Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.

свернуть